«На земле моих предков». Комплексное занятие с включением регионального компонента

Елена Михайлова
«На земле моих предков». Комплексное занятие с включением регионального компонента

Конспект комплексного занятия в старшей группе «На земле моих предков»

Цель: познакомить детей с историей родного края. Расширять знания о хозяйственных видах деятельности народов Приамурья, с основным занятием крестьян – земледелием. Развивать связную речь, принимать активное участие в беседе, проявляя интерес к историческим фактам. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу, родному краю.

Активизация словаря: племена, крестьяне – переселенцы, земледелие, амурчане, орудия труда.

Материал и оборудование: музейные экспонаты орудий труда земледельцев, карточки – подсказка «Правила поведения в музее».

Литературный материал: загадки об орудиях труда, пословицы о хлебе, стихотворение амурского поэта.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Занятия наших предков», разгадывание загадок, дидактические игры «Что сначала, что потом», «Как хлеб на стол пришел», посещение городского краеведческого музея, с целью ознакомления с историей русской народной культуры, природой родного края, историей города.

План:

1. Организационный момент. Введение в музей. Путешествие на машине «времени». Правила поведения в музее (использовать карточки – подсказки). Сообщение цели.

2. Основная часть. Беседа о родном крае. Рассказ педагога о первых жителях Амура, крестьянах-переселенцах, о видах их деятельности, о земледелии - основном роде занятия. Рассматривание экспонатов основных орудий земледелия. Разгадывание загадок. Действие с жерновами. Игра – хоровод «Мы просо сеяли». Пословицы о хлебе.

3. Заключительная часть. Возвращение в настоящее. Чтение стихотворения О. Маслова «Мой край».

Ход занятия:

Педагог: Где мы с вами находимся?

Дети: В музее.

Педагог: Музей – это машина времени. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время. В музее можно встретиться с мифами, сказками, легендами, старинными предметами – неизменными спутниками путешественников в прошлое. Пассажиром чудесной машины времени - музея – может стать лишь тот, кто много знает и умеет понимать особый язык безмолвных предметов. А еще нужно помнить главные правила поведения в музее. Давайте их вспомним.

(демонстрация карточек).

Дети: Можно смотреть, слушать, размышлять, отвечать и спрашивать.

Педагог: Верно. А чего делать нельзя?

Дети: Нельзя бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками.

Педагог: Вот теперь вы настоящие пассажиры удивительной машины времени – музея! Сегодня мы с вами отправляемся в далекое прошлое нашего родного края. В каком краю мы живем?

Дети: Мы живем в городе Белогорске. Он находиться в Амурской области.

Педагог: Почему нашу область назвали Амурской?

Дети: Потому что есть река Амур.

Педагог: Кто живет в Амурской области?

Дети: Амурские люди – амурчане.

Педагог: В давние далекие времена, когда река Амур была глубоководной, широкой жили вдоль ее берегов приамурские племена. Их называли – дауры, дючены. Они занимали довольно обширную территорию. Жили амурчане как в наземных домах, так и углубленных в землю. Они разводили скот, занимались земледелием, охотой, рыболовством. Амурский край богатый, щедрый край. Вскоре потянулись на Амурскую землю обозы первых крестьян – переселенцев. Ехали они из разных областей нашей матушки России. Строили избы, дороги, мосты. Кругом была тайга. Время шло. Небольшие поселения стали объединяться в села. Между селами пролегали проселочные дороги, по которым крестьяне возили пшеницу, лес, товары или ездили друг к другу в гости. Были среди крестьян охотники, рыбаки,но главным занятием было – земледелие.Раньше говорили: «Землю пашут – не руками машут». Как вы думаете, что труднее – воевать или землю пахать?

Дети: (ответы детей могут быть разные).

Педагог: Первая помощница крестьянину была лошадь. «Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». Кто это?

Дети: лошадь.

Педагог: Посмотрите, нас кто-то встречает? Да это же наши старые знакомые.

(подвести детей к фотографии жителей деревни)

Дети: Это дедушка и бабушка.

(дети здороваются)

Педагог: Они знают все о вещах, которые здесь хранятся, потому что сами пользовались ими в своей нелегкой жизни.

(провести детей мимо уже знакомых экспонатов, орудий земледелия, задавая вопросы о назначении того или иного предмета, напоминая загадки о сохе, бороне, косе, серпе):

«Баба Яга – вилами нога, «Сито свито, о четырех углах, о ста ногах,

Весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Педагог: Но вы уже знаете, что не сразу хлеб на стол попадает. Зерно нужно из колосьев добыть, в муку смолоть, а потом тесто замесить и в печь посадить.

(показывает на ручные жернова, процесс помола зерна, предлагает детям покрутить жернова).

Педагог: Как вы думаете, тяжелая это работа?

Дети: Очень тяжелая.

Педагог: Самая трудная работа – растить хлеб. Вы хотите научиться сеять хлеб, как это делали в старину наши предки?

Дети: Хотим.

Педагог предлагает детям игру-хоровод «Мы просо сеяли»

Педагог: «Хлеб на столе - достаток в доме» (дети вспоминают пословицы о хлебе). Долгое время на Амурской земле растили хлеб, разводили скот, заготавливали лес. В нынешнее время наши земледельцы выращивают не только хлеб, но и сою. Эту культуру везут не только в разные районы России, но и в другие государства.

Педагог: Наше путешествие заканчивается. Давайте попрощаемся с дедушкой и бабушкой и вернемся в настоящее (дети подходят к фотографии и прощаются). Оглянитесь вокруг, посмотрите друг на друга. Здесь ваш дом,ваша Родина:

«И все здесь мое, дорогое.

И здесь меня помнят и ждут.

Шумит Приамурье родное,

А сопки плывут и плывут» (амурский поэт О. Маслов).

Публикации по теме:

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Презентация на тему: «Мытищинский район» часть 1 (начало) Презентация разработана для проведения тематических бесед по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного города.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
Автор публикации:
«На земле моих предков». Комплексное занятие с включением регионального компонента
Опубликовано: 27 мая 2014 в 15:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 марта. Праздник мимозы на МААМ

Цветочному символу праздника 8 Марта посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка совместными играми и занятиями и создать в доме предпраздничную...

7 марта. День рождения телефона

За время своего существования телефон эволюционировал до неузнаваемости. Современный мобильник никоим образом не похож на громоздкий старинный телефонный аппарат: крутишь ручку, снимаешь трубку и просишь...

Конспект занятия «Солнечная система»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы Развивающие задачи: 1....
План работы музыкального руководителя с родителями
План работы с родителями на 2020 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель Савинкина Т. Ю. Сентябрь Посещение родительских собраний с целью...
Фотоотчет «Как мы поздравляли мам в предверии 8 марта» в подготовительной группе
Цель: создание положительного эмоционального настроя, укрепление отношений в семье, воспитание чувства любви и нежности к близким людям. Задачи: через...