Лучший педагог года

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе

Смолко Евгения
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе

Конспект ООД по

нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе «А»

на тему «Народная кукла»

Воспитатель : Смолко

Евгения Александровна

Цель: Знакомство с историей народной куклы, через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки и познания. Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.

Публикация «Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию „Народная кукла“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Образовательные:

-Познакомить с историей и видами народных кукол.

-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

-Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, продуктивной.

-Привлекать внимание детей к народной игрушке - кукле.

-Изготовить традиционную народную куклу-оберег.

-Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие:

-Развивать творческие способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

-Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества через познавательно-речевую, продуктивную деятельность.

Воспитательные :

-Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

-Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

-Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.

Ход ООД

Под музыку воспитатель в русском народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.

Воспитатель : Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите.

Ребята, каждый день люди при встрече говорят друг другу -здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

-Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).

-Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься. Слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом. Вы хотите узнать, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта (дети проходят и садятся на стулья перед экраном).

Воспитатель : Посидим рядком, поговорим ладком.

Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель : Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

“Катись, катись, яблочко, по блюдечку,

Покажи нам Русь-матушку!”

(Воспитатель показывает презентацию, на слайдах которой, показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведётся небольшой рассказ).

1 слайд: Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, 2 слайд: колодцами, огородами.

3слайд: Столетиями жители этих деревушек работали в поле 4 слайд: и на огороде.

5 слайд: Занимались ловлей рыбы, 6 слайд: скотоводством, 7 слайд: сбором ягод и грибов.

8 слайд: Пекли пироги в жарких русских печах.

Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. Но на Руси было много народных умельцев, которые создавали настоящие произведения искусства и радовали этим всех вокруг.

9 слайд: Серые фасады домов украшали резными декоративными элементами, 10 слайд: окна – резными наличниками.

11 слайд: Вытачивали из дерева посуду.

12 слайд: Из коры деревьев плели туеса, корзины.

13-14 слайд: Плели кружева.

15-16 слайд: Полотенца украшали вышивкой.

17 слайд: Также вышивкой украшали мужскую и женскую одежду.

18 слайд: И, конечно же, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Воспитатель : Вот так жили русские люди. А сейчас выходите ко мне и послушайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель : У меня в мастерской много разных кукол. В старину на Руси кукол делали для разных случаев, таких кукол не купишь в магазине, они сделаны своими руками, а главное с большой любовью.

-Кто знает, какие куклы делали на Руси? (ответы детей)

19 слайд: Обереговые куклы

-А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищал людей от разных бед, от болезней и дом охраняет.

Воспитатель : Значит, обереговые куклы… призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства).

20 слайд: Обрядовые куклы

- У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

21 слайд: Игровые куклы делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Воспитатель :

Засиделись наши ножки,

Надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте,

С куклой поиграйте.

Все дети встают в круг, в центре водящий с куклой в руках. Все двигаются по кругу и говорят.

Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга

- С куклой ты попрыгаешь?

- Попрыгаю, попрыгаю!

- А ты ножками подрыгаешь?

- Подрыгаю, подрыгаю!

-А ты ручками похлопаешь?

- Похлопаю, похлопаю!

- А ты ножками потопаешь?

- Потопаю, потопаю!

-Ручками помашем?

-Помашем, помашем!

-А потом попляшем?

- Попляшем, попляшем!

Игра проводится 1 раз.

Воспитатель : Ребята, такую куклу не купишь в магазине, эта кукла сделана своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.

Хотите узнать больше об этих удивительных куклах? Тогда, я приглашаю вас в мастерскую. У меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок, приоткрой нам свой бочек».

- Как много кукол хранит сундучок! А у вас есть куклы? (Ответы детей) Скажите, а такие куклы у вас есть? (ответы детей) Эти игрушки - самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Дети: Это значит, что их не покупали, родители сами мастерили такие игрушки для своих детей.

-Как вы думаете, из чего они сделаны? (из ткани, из соломы). Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, тряпки, мочала. Как вы думаете, что значит подручный материал?

Дети: Подручный – это, значит, материал, который всегда под рукой (солома, ткань, нитки, мочало).

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? (да) Чем? (ответы детей) А чем они похожи? (ответы детей) Что у них общего? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет, т. е они «безликие». По старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов. Эта кукла называется «Пеленашка».

—Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка. Хотели бы вы поиграть с такими куклами? А хотите научиться их делать своими руками?

Объяснение предстоящей работы:

— Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

— Скручиваем его трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем, получается головка.

— А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

— Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

— Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

— Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

— Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

— Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

— У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится : перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

Воспитатель : Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! В мастерской все готово. Садитесь за столы. Для начала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальцы)

И играла, и плясала (шагают по столу безымянный и средний пальцы)

До чего ж она устала (шагают по столу мизинец и безымянный пальцы)

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее).

-И вспомним правила создания кукол. Куклы делаются только с добрыми мыслями, с хорошим настроением.

Самостоятельная работа под народную музыку.

Воспитатель : Какие красивые Пеленашки у вас получились!

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали друг другу? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание.

Начинает воспитатель : «Я хочу вам всем пожелать мира и добра!»

После того как все выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добра. Воспитатель тихонько раскачивает ее со словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! - подталкивает лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Воспитатель : Вот так жили на Руси. Скажите, где вы были?

Дети: Мы были в гостях, в избе-мастерской народной игрушки.

Воспитатель : Рукодельницы и мастера, чем мы сегодня занимались? (Мы говорили о куклах, мастерили их и играли с ними).

Воспитатель : Для чего это нужно знать? Зачем? (Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе«В гости к кошке Мурке». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе "В гости к кошке Мурке" конспект занятия Программное содержание: - подводить детей к умению называть свое имя и фамилию. - способствовать.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Служебные собаки» в подготовительной группе Образовательная область: познавательное развитие Тема: «Служебные собаки» Цель: создание условий для формирования представлений детей о.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группеКонспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «В гостях у бабушки Варварушки» Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему «В гостях у бабушки Варварушки». Цель: Приобщение дошкольников.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина»Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной логопедической группе «С чего начинается Родина» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительно - логопедической группе «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» Проект посоциально.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о нашей стране, продолжать формировать представления о том, что наша страна – Россия. Систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Народная кукла» в подготовительной группе
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 13:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД