Папки-передвижки

Внеклассное занятие по изодеятельности «Народная расписная картинка — лубок»

Ирина Чекашкина
Внеклассное занятие по изодеятельности «Народная расписная картинка — лубок»
▼ Скачать + Заказать документы

Организационный момент.

Тихо звучит музыка. Лядов «Восемь русских народных песен для оркестра, соч. 58. (отрывок, 40 секунд). Как только музыка затихает, учащиеся рассаживаются.

Актуализация знаний.

Народная расписная картинка – лубок. Графика. Декоративная компози-ция. «Лубочные картины – картины русского народа, заменяющие для него картинные галереи и составляющие после образов любимое украшение его избы…»

Публикация «Внеклассное занятие по изодеятельности „Народная расписная картинка — лубок“» размещена в разделах

Лубок, расписные картинки, народные картинки - так называли один из видов на-родного творчества. На простом бумажном листе красовался отпечаток с деревянной про-дольной доски. (По одной из дошедших до наших времен версий название «лубок» происходит от луба, т. е. дерева). Графический отпечаток на бумаге впоследствии раскрашивался или как тогда говорили, расцвечивался.

Постановка проблемы.

На первый взгляд все кажется простым, но что скрывается за кажущейся просто-той народных картинок? Любое произведение искусства, дошедшее до наших дней, сде-лано руками людей. Нам предстоит разобраться в том, какие это были люди, чем они ин-тересовались.

Не менее интересна двойственность формулировки «Графика. Декоративная ком-позиция». Как удалось народным мастерам оказаться сопричастными сразу с двумя вида-ми искусства, точнее, с их изобразительно – выразительными средствами?

Открытие нового знания.

Здесь заканчивается текст первого слайда.

Богоматерь «Млекопитательница» 1880 г. Святой Архистратиг Михаил – Грозных сил воевода. 1820 – 1830 – е.

Перед вами так называемые «бумажные образа», пользовавшиеся значительным спросом и нередко заменявшие в крестьянских домах иконы. Рукописные иконы были дорогими в сравнении с изображениями святых, напечатанных на бумаге. Во многих крестьянских семьях было принято обновлять бумажные образа к праздникам. И иногда служители церкви отмечали, что печатными листами украшали дома «не для почитания образов святых, но для пригожества», что свойственно декоративному искусству.

Продавали печатные листы на городских площадях, базарах и ярмарках. Продавцов или иначе разносчиков называли офенями. С офенями мы познакомимся чуть позже, здесь же важно отметить то, как офени зазывали покупателей.

«Кому семь смертных грехов?

Кому будущее на том свете? –

весело взывает на ходу офеня,

держа на уровне головы свои лубочные картинки с зелеными и красными чертями,

которыми интересуются заезжие огородники… и говорят:

Этаких кому и не нужно, и тот купит!»

Н. Д. Телешов

Вопрос. Как вы думаете, крестьянам нравились расписные картинки?

Как мы могли заметить после такого представления трудно не купить картинку.

А. А. Попов, Демьянова уха, 1856 г.

Приобретенную картинку приносили в простой дом крестьянина или ремесленни-ка, где был деревянный пол и деревянные стены, как на репродукции картины А. А. Попова «Демьянова уха». Развешивали религиозный лубок рядом с красным углом. При этом народные картинки развешивали без аккуратных паспарту или рамок. А. С. Пушкин в записках молодого человека упоминал, что бумажные лубочные картинки «не имеют рам и прибиты к стене гвоздиками». Как вы могли заметить, это не способствовало их сохранности.

Немало способствовали распространению лубка продавцы, офени. Они не только перемещались по улицам и площадям города, но переходили от одного селения к другому. Как выглядели они так же просто. Спереди и сзади через плечо свешиваются печатные листы (их много). Печатали картинки в большом количестве, но имя автора было не принято подписывать. Производством картинок занимались много людей, возможно это было одной из причин анонимности лубка. Не в силах назвать автора Офени говорили следующие слова.

«А вот Антипка рисовал,

Степка малевал,

Иван на полене насекал,

тетка Арина колесом давила,

а добрый человек покупает,

горницу украшает и всех

красотой удивляет…»

Сначала на деревянной доске наносили рисунок, следующий мастер вырезал его, затем наносили краску и делали отпечаток, после чего в завершении расцвечивали.

Солнце, Луна и двенадцать знаков Зодиака. Конец 17 – начало 18 в. Гравюра на де-реве раскрашенная

Несомненно бумажные образа были любимыми и почитаемыми среди простого на-рода. Но это не единственные сюжеты, которые их привлекали. Прочитайте еще раз на-звание представленного лубка и ответьте на следующий вопрос.

- Сегодня мы интересуемся этой темой?

Да, в наши дни эта тема так же интересна. И это роднит нас с нашими далекими предками.

Следующая не менее интересная тема, которой уделяли внимание при выборе сюжета – историческая. «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором Индийским»

Невольно возникает вопрос, кто из изображенных царей Александр Македонский?

- Могли бы вы различить изображенных царей и их армии, по каким – либо при-знакам? (нет)

-Попробуйте определить что они делают? (верим ли мы в то, что они сражаются)

- Сравните количество лошадей и количество всадников?

- Обратите внимание на изображение лошадей и их ног?

- Как вы думаете изображенное событие историческое или сказочное?

Авторы этого лубка были добрыми и серьезное историческое событие приобретает сказочное толкование. Следует отметить достоинства изображения. Это уравновешенность композиции и ощущение движения. Неожиданно убедительно перед нами разворачивается земля. Все действующие лица и само событие, отделенные от зрителя рамой живут особой таинственной жизнью.

Пан Трык и Херсоня. Народная картинка 18 в. Ксилография

Персонажи народных картинок убедительно размещаются в пространстве листа. Так же мы видим еще один пример уравновешенной композиции, где важным элементом скрепляющим целое является текст. Не кажутся лишними ни вьющийся цветок в центре композиции, ни маленькая собачка в правом нижнем углу. Значимую роль играет обрамление. Привлекает манера наложения краски. При расцвечивании использовали четыре краски. Красная и желтая краски наносились первыми, придавая листу горячий колорит, затем наступал черед зеленой и вишневой, синюю краску стали использовать позднее. Цвет поддерживал графическое единство листа и усиливал его декоративность.

Н. Е. Ефимов. Старушка, раскрашивающая лубочные картинки. 1876 год. (Цветильщица раскрашивает лубок с изображением Страшного суда)

Иногда каждый цвет наносил отдельный человек. В правом нижнем углу мы видим блюдце с красной краской, что соответствует красным пятнам на бумажном листе, находящимся перед цветильщицей. Такой способ нанесения краски назывался раскраской «по носам».

Медведь с Козою прохлаждаются.

На музыке своей забавляются.

И медведь шляпу взял,

в дудку играл.

А Коза сива

в сарафане синем

с рожками

и с колокольчиком,

и с ложками скачет

и вприсядку пляшет

Кроме серьезных тем в ходу были так называемые потешные листы. Народ любил веселиться, вы могли заметить, что медведь и коза были любимыми сказочными героями.

Рассмотрите их внимательно. Опишите, как они выглядят, как двигаются. Попробуйте представить себе, как они разговаривают.

Мальчики исполняют роль медведя, девочки исполняют роль козы. Мальчики могут топать, как медведь. Девочки могут хлопать в ладоши. Помните, что медведь с козой разговаривают поочередно.

Дети пробуют озвучить персонажей лубочной картинки.

Если «Медведь и коза» это сказка, то «Кот Казанский» это басня.

Представьте себе, что этот кот заговорил. Каким голосом он заговорит? Вероятно он заговорит, как человек. Когда в образе животного прячется образ человека – это персонаж из басни.

Процесс резьбы в продольной ксилографии.

Ксилография - гравюра на дереве.

Гравюра – самостоятельный вид искусства, обладающий своим языком и своими возможностями. Технически процесс выполнения гравюры состоит из четырех этапов. Это доска, на которую наносится рисунок, гравирование, то есть вырезание рисунка на плоской поверхности доски с помощью специальных инструментов, нанесение печатной краски на поверхность гравированной доски печать. Ксилография относится к высокой гравюре. Для гравирования используют доски из липы, вишни, груши или яблони.

После печати изображение выглядело в виде сочетаний линий, штрихов, точек и пятен черного цвета на фоне белого листа. Мы понимаем, что это не законченное изображение лубочного листа. Но сегодня мы не ставим себе задачу выполнения окончательной декоративной композиции. Сегодня мы сделаем зарисовки элементов изображения (цветов, деревьев, травы, используя таблицы «Графического решения природы». Зарисовки выполняем тушью, применяя выразительные средства графики (линии, штрихи, точки, пятна).

Индивидуальная практическая работа. Выполнение графических зарисовок тушью на сюжеты лубочных картинок. Умение изобразить отдельные элементы, часто встречающиеся в лубке.

Во время самостоятельной работы тихо звучит музыка. «Камаринская. Русская балалайка» в исполнение ансамбля русских народных инструментов п/у Е. Мисаилов.

Промежуточная выставка работ учащихся. Обсуждение работ.

После истечения отведенного на самостоятельную работу времени все желающие могут показать выполненные работы и обсудить их с одноклассниками. Рассказать какие именно элементы лубочной композиции им понравились. Какие выразительные средства графики применялись. Выслушать мнение одноклассников. Поделится найденными решениями. Самостоятельно ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока.

-Можем мы отнести лубочные картинки к какому – то конкретному виду искусства?

Совершенно определенно нет. Технически изображение наносится на лист так, как это принято делать в графике. Многое в самом изображении (композиция, цветовое решение) выполняется по законам декоративного искусства.

Подведение итогов, домашнее задание

Смогли вы представить какими были люди выполнявшие лубочные композиции. Какими были покупатели лубка. Как они жили, чем интересовались?

На следующем уроке мы будем выполнять сюжетные композиции в технике лубка. Вспомните и приготовьте к следующему уроку пословицы и поговорки.

Литература

Т. Я. Шпикалова. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2013 г.

Н. И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. Москва «Просвещение» 2006 г.

Высокое и низкое в художественной культуре, том 1. Ответственный редактор Юрий Богомолов. «Нестор – история» Санкт – Петербург 2011 г.

Религиозный лубок второй половины 18– начала 20 века. Из собрания Русского музея. Palace Editons, printed in Italy, 2012 г.

Н. Д. Соколова. Искусство графики. Санкт – Петербург, 2007 г.

Народная картинка 18 -20 веков. Материалы и исследования. Санкт – Петербург 1996 г.

Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Москва «Просвещение» 2013 г.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Мультимедиапроектор, компьютер, демонстрационный экран, презентация.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкально — дидактическая игра на закрепление знаний о музыкальных инструментах «Оркестр» Музыкально - дидактическая игра "Оркестр" Цель: Расширять знания детей о музыкальных инструментах, их многообразии. Закреплять умение определять.

«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов». Интегрированный досуг для детей младшей группы Видео Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов Интегрированный досуг для младшей группы Подготовила и провела.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное занятие по изодеятельности «Народная расписная картинка — лубок»
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 22:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное занятие по изодеятельности «Народная расписная картинка — лубок»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чекашкина (УИ 198665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД