МААМ-картинки

Народное творчество в воспитании детей раннего возраста

Татьяна Сазонова
Народное творчество в воспитании детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Народное творческого в воспитании детей раннего возраста».

Народ - мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающая возможность взрослому без назидания и сухих нравоучений, в приятной и понятной для ребенка формы обучить его тому или иному навыку, познакомить с окружающей средой, развить речь, привить художественный вкус.

Публикация «Народное творчество в воспитании детей раннего возраста» размещена в разделах

Цель фольклора дать первые уроки нравственного воспитания, любви к Родине. Он играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

Младенец еще не может понять произносимых мною слов потешек, песенок, однако это не исключает их воспитательного значения. Не понимая еще значения того, что я ему говорю, малыш хорошо различает интонацию, видит мое лицо, получает положительный эмоциональный настрой. Произнося потешку и вставляя в нее имя ребенка, можно легко войти в эмоциональный контакт с ребенком, что компенсирует социальную недостаточность.

Интонация моего голоса в одних случаях успокаивает малыша: «Баю - баюшки, баю. Баю деточку мою», в других бодрит и веселит: «Дыбочек, дыбок, скоро Ванечке годок!».

Мне очень нравится для эмоционального контакта с детьми, которые находятся в состоянии психологической «заморозки «использовать потешки с элементами игры: «Ладушки», «Идёт коза», «Сорока - сорока». В этих играх - потешках присутствует тактильный контакт с ребенком - массаж ладошек, пальчиков, щекотка, которые легко вызывают радостные эмоции ребенка, что облегчает социальную реабилитацию, так необходимую для психологического развития. Простая рифма, неоднократно повторяющаяся в определенном ритме звукосочетание и слова, восклицание, невольно заставляют детей сосредотачиваться и прислушиваться. Повторы, не несут какого - либо смыслового сочетания, но они побуждают ребенка откликаться на них, малыши стараются их повторить - «баю, бай.», «ай» - «на» - «гу», «бай качи-качи-качи». Звукосочетания наигрыши именно на это и рассчитаны и дети рано начинают их, и дети рано начинают их повторять, что облегчает речевой контакт с малышом. Особенно часто я применяю, и считаю их удачными песенки: «Ладушки» - именно в этой песне, я думаю, хлопками в ладоши, показ «гули прилетели», учимся показывать голову.

Дети с восторгом ждут слов «кыш - полетели», весело машут ручками. Я считаю эту песню маленьким тетрализированым представлением, в котором дети и слушатели, и маленькие артисты. Ни что так не сближает, как совместное творчество. В песне «бай - качи» мы знакомимся с колечками - как баранка (пирамидка). «Петушок» - знакомства с криком петушка, дети доверчиво подставляют ладошки, кормят его - учимся любить и заботиться о птицах. «Гуси» - учимся переживать - «Ах, гуси пропали!». «Каравай» - познаем руками величины - высоту, ширину, показываем в круге, а держась за руки, пропадает страх перед сверстниками, что является психологическим условием социальной реабилитации.

В такт веселым песенкам мы не только хлопаем в ладоши (это выходит не у всех, а стучим кубиками, качаем головой, показываем руками полет птичек, стучим ножкой, прячем ручки «ай! Улетели!» - все это является очень ценным для музыкального, эстетического и физического развития детей, и конечно общего психического.

Потешки лучшее средство для отработки первых звуков у наших малышей: «гуканья», «гуления», лепета.

«Петушо - о - ок, петушо - о - ок Золото - о - ой гребешо - о - ок»

«Наши уточки с утра - а - а,

Кря - а - а, Кря - а - а, Кря - а - а.

Наши гуси у пруда Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно - о - о,

Ко - ко - ко!»

Все потешки я читаю очень медленно, четко выделяя голосом гласные, находящиеся под ударением, утрированно показываю артикуляцию. В начале наблюдаю в ответ еле заметнее движение губ — а это и есть, первый эмоциональный контакт, на следующем этапе звуки «а», «о», затем «у», и в завершение слоги!

В период становления речевого подражания потешки - песенки просто созданы для речевого формирования общения. Главное - индивидуальное общение, лицом к личику.

Для привития любви к животным, беру потешки : «ки - ска, киска», «котя - котенька, коток», (вношу игрушку, дети гладят ее, прижимаются к пушистой киске) - это очень важно для психологического контакта.

Чтение потешек, пение песенок на 2ом году жизни благоприятствует более активному познанию окружающего мира, освоению родного языка, это первое знакомство с художественным произведением.

Малый фольклор - прекрасный речевой материал, на основании которого отрабатывается понимание текста, т. к. возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретными действиями, которые отражает его.

В течение 2го года у детей интенсивно развивается понимание речи окружающих и собственная речь. Малыш с ЗПР не в силах выслушивать просто словесные указания длительного содержания и вновь, выручают потешки и песенки, произнесенные ласково и нежно. Слушая их, ребенок способен не только почувствовать их ритм, интонацию, рифму, но и понять содержание. Повторять: слова, звукосочетание, воспроизвести движение с соответствием текста (кыш - полетели).

Тематика фольклора очень связана с бытом окружающим малыша. Ненавязчиво и гуманно потешка, песенка делает все необходимые

жизненные процессы в жизни ребенка желанными и радостными, что способствует оптимизации всех режимных моментов, является одним из главных психологических условий социальной реабилитации детей с ЗПР.

При пробуждении я читаю:

«Вот проснулся петушок, встала курочка,

Поднимайся мой дружок, мой дружок малышок»

При умывании, т. к. дети часто боятся воды:

«Ай, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, деткам улыбаемся».

При расчесывании - стойко переносят, этому способствует потешка:

«Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косынька до пят,

Все волосыньки в ряд».

При кормлении - когда плохо едят:

«Умница Катенька (маленька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.»

«Щи да каша, - пища наша!»

«Лейся компотик в сладенький ротик!».

Одеваемся на прогулку: (учимся - право - лево)

«Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождик пойдет,

Наденем галошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот так хорошо!»

На прогулке обращаю внимание на состояние погоды:

«Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи!

Дам тебе ложку, хлебай понемножку!

Дождик, дождик, пуще!

Будет травка гуще!»

На прогулке пою песни про времена года:

«Зима» Красива, «Ёлочка» Красива, «Прыгает заинька».

Все потешки стараюсь их не говорить, а пропевать в мажоре, это поднимает детям настроение, оптимизирует их, что очень важно для оптимизации детей с ЗПР, при социальной реабилитации.

Потешки и песенки использую при знакомстве с животным мирок, ласковое обращение к животному приучает к любви к нему, заботе о нё м:

«Вот собачка Жучка, хвостик закорючка Зубки острые, шубка пестрая».

В потешке учу говорить - «ав - ав», «пи - пи». Дети гладят её, кормят, собачка щекочет их - эмоциональный контакт с ребенком.

Песня «Цыплята» - очень удачна для отработки звуков и движений.

У детей с ЗПР вновь поступивших, понижен психологический тонус, способы повысить настроение, оптимизировать пребывание в Доме Ребёнка использование фольклора просто необходимо.

Для старших детей, которые понимают содержание, использую потешки - шутки. У малышей с ЗПР пою в спальне: «Бай - качи; Баю - баю - бай»

«Баю - бай Ты собаченька не лай,

Белолоба не скули Наших деток не буди»

Пою тихо, на ушко, т. к. индивидуальный подход это главное психологическое условие. Фольклор воспитывает доброту, сопереживание. «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

Большинство потешек рассчитаны на сильнейший эмоциональный — психологический прием - обращение по имени. Это помогает ребенку «открывать себя», делает его соучастником событий, утверждает его как личность! Призная его высшей ценностью для взрослого.

Фольклор для маленьких - несет в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющейся красотой, добротой и любовью, главным психолого-педагогическим условием социальной реабилитации ребенка, потому что ребенок - вершина человеческой любви!

Список используемой литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. - 1998г.

2. Бородич А. М. «Методика развития речи».

3. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду».

4. Тонкова - Ямпольская «Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка»

5. Павлова JI. «Фольклор для маленьких».

6. журнал «Дошкольное воспитания» -№11, 1987г. ; №4, 7, 12, 1990г. ; №6, 1991г.

7. Криницина Н. «Дети любят потешки» №11, 1991г.

8. Генералова «Русские потешки в жизни малышей»

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народное творчество в воспитании детей раннего возраста
Опубликовано: 20 августа 2014 в 22:58
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное творчество в воспитании детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сазонова (УИ 208320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД