Приложение МААМ

«Наши посиделки». Мастер-класс «Изучение культуры, традиций родного края»

надюшка галкина
«Наши посиделки». Мастер-класс «Изучение культуры, традиций родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Наши посиделки»

ЦЕЛЬ: Определить степень усвоения старшими дошкольниками традиций и культуры родного края; уровень навыков гостевого этикета; Показать уровень освоения навыками рукоделия (бисероплетения, вязания крючком, спицами, вышивания лентами и нитками «малюне», веревочного плетения, продолжать учить детей соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой. Закрепить знание пословиц, загадок, умение применять в разговорной речи небылицы, перевертыши, элементы народного гостевого этикета. Дать представление о льне, его использовании и применении.

Публикация «„Наши посиделки“, Мастер-класс „Изучение культуры, традиций родного края“» размещена в разделах

Выявить влияние проведенной ранее работы на развитие интересов детей к традициям и культуре.

МАТЕРИАЛ: Русские народные костюмы, выставка: «Изделия из льна», выставка креативных работ детей и родителей, презентация «Лен», выставка фотографий знаменитых людей Воронежского края, схемы работ по бисероплетению, вязанию, вышивке, фонограммы русских народных песен «Ой, лен, ты, мой лен…», «Уж я села, я сеяла ленок…», других русских народных мелодий, макет русской печки, скамейки, стол, сервированный самоваром, украшение центральной стены в русском стиле, стенгазета «Академия рукоделия».

ВОСПИТАТЕЛЬ. Это, ты моя Русь державная,

Моя Родина православная!

Широко, ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет поля чистого,

Где б разгул нашла воля смелая?

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой громких подвигов?

-Здравствуйте гости дорогие: красны девицы, добры молодцы, пожилые, малые ребятушки. Я начала нашу встречу со слов поэта И. Никитина, нашего земляка, прославлявшего родную землю много лет назад. Славится наш край поэтами, писателями, сказочниками, художниками, артистами, учеными, героями. А кого из известных земляков знаете вы?

(Ответы детей)

- Славится наш край не только людьми известными, но и традициями русскими. А какие традиции почитают и соблюдают в Воронежском крае?

(Ответы детей)

-Молодцы, ребята! Сегодня по старой русской традиции собрались мы с вами на веселые русские посиделки. А знаете ли вы, что такое «посиделки».

1-ый реб. В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Зимой - в горнице, летом - на завалинке.

2-ой реб. Роднило одно : собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть.

1-ый реб. Переброситься частушками, посоперничать в потешках и забавах.

2-ой реб. Умением и мастерством блеснуть.

ХОЗЯЮШКА: При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Впрочем, эти посиделки

Были праздником души.

(Звучит рус. нар. мелодия, в зал входят 2 девочки)

ХОЗЯЮШКА: Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, будьте, как дома.

ДЕВОЧКА Не бойся, Хозяюшка, мы дома не спим, а в гостях не стоим.

(Хозяюшка их усаживает, они берут рукоделие.) Входят еще 3 девицы.

ХОЗЯИН: Проходите красавицы, у нас для каждого работа найдется, и местечко, и словечко.

ДЕВИЦА: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сядут. (Хозяин сажает их)

ХОЗЯЙКА: Редкий гость никогда не в тягость.

(Входят еще 3 девочки)

ХОЗЯИН: Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину честь.

ДЕВОЧКА: Туда голуби летают, где их привечают.

ХОЗЯЮШКА: Давно мы вас ждем-поджидаем, без вас посиделок не начинаем. Приготовили мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

ХОЗЯЮШКА ПОЕТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ. (На выбор)

(Входят 2 мальчика в народных костюмах Кузьма и Ерема)

КУЗЬМА -Здравствуйте, хозяева!

А нас вы не ждали?

ХОЗЯИН Ждали, ждали.

Все жданки съели.

ЕРЕМА А коли ждали, то дождались.

КУЗЬМА Эх, Ерема, Ерема!

Сидел бы ты дома,

Строгал бы ты стружки, ребячьи игрушки.

Твоя сестра-то пряха

По ниточке пряла,

Корову купила.

Корова-то с кошку.

Надоила ложку.

ЕРЕМА А я вот загадочки знаю.

Сяду рядышком на лавку,

Загадаю вам загадку,

Кто смышленей погляжу.

Загадка 1 То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (гармошка)

Загадка 2 Два котика, а 4 хвостика. (ботинки)

Загадка 3 Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это такое?

ВОСПИТАТЕЛЬ Вот так загадку загадал Ерема! А давайте-ка попробуем разгадать ее! Только начнем с конца. (ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ ПРОЙТИ К СТЕНДУ «ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЛЬНА»)

Все мы любим носить одежду из удивительной ткани: она быстро впитывает влагу и так же быстро ее испаряет, ночью она согревает, а в зной охлаждает. Ткань, из которой шьют такую одежду,своей мягкостью, тонкостью и блеском напоминает дорогой заморский шелк, за это и прозвали северным шелком. Издавна славились и русские кружева – легкие, воздушные, словно сплетенные из паутины. С годами такие ткани и кружева не желтели, а, напротив, становились еще белее и шелковистей. Все они изготовлялись из одного и того же растения – льна. (ПОКАЗ НА ЭКРАНЕ КАРТИНКИ ЛЬНА И ДАЛЕЕ ПО ХОДУ РАССКАЗА ИДЕТ ПОКАЗ НА ЭРАНЕ) Вот мы и нашли отгадку на часть загадки: «КОЖУ НОСЯТ» Правда у льна кожи нет. Так в загадке называют длинные и прочные волокна, которые расположены под наружным слоем стебля, а стебель выбрасывают в отходы. Вот и отгадка на следующую часть загадки: «ТЕЛО БРОСАЮТ». Ну, а как же быть с началом загадки – «ГОЛОВУ ЕДЯТ»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки. А в коробочках – семена. Когда-то их ели, как сейчас грызут семечки. Потом научились из них отжимать масло – золотистое, запахом напоминающее грецкие орехи. С древних времен лен высоко ценили многие народы, но нигде он так не прижился, как в России. Нигде о нем не сложено столько песен.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - ХОРОВОД

Уж я сеяла, я сеяла ленок.

Уж я, сеяв, приговаривала.

Чоботами приколачивала.

Ты удайся, удайся, мой лен.

Ты удайся, мой беленький ленок.

Уж я пряла, я пряла ленок.

Уж я, прявши, приговаривала.

Ты удайся, удайся, мой лен,

Ты удайся, мой беленький ленок.

ХОЗЯЙКА В нашем крае так идет, что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

чашей полной дом тот станет.

ХОЗЯИН Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься. Подскажите вот моей хозяйке, какой она должна быть, чтоб меня не пилить.

ВОСПИТАТЕЛЬ Ребята будут хлопать в ладоши, если считают, что именно такой должна быть хозяйка, а если не согласны, то будут топать ногами.

ТРЕНИНГ «КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ХОЗЯЙКА»

1. трудолюбивая

2. непоседливая

3. старательная

4. ленивая

5. торопливая

6. аккуратная

7. терпеливая.

ХОЗЯИН А теперь пришла пора заняться делом, детвора.

КУЗЯ Прежде, чем приступить к работе нужно повторить правила техники безопасности.

ЕРЕМА А ты их знаешь?

КУЗЯ Конечно, знаю. Я способный.

Чтобы шить и вышивать,

Надо правила нам знать.

Я их с детства точно помню,

Коротенько вам напомню.

Первым делом нужно знать –

В РОТ ИГЛУ НЕ ВЗДУМАЙ БРАТЬ,

Глаз с иголки не спускай.

И в одежду не втыкай.

Не бросай ее нигде,

А иначе быть беде.

Помни: иглы и булавки не валяются на лавке.

Поработал – не забудь их в игольницу воткнуть

Хоть сегодня я спешу, но про ножницы скажу –

Очень важно всем понять, как их нужно подавать.

Не острыми конечками, а вперед колечками

Влево – вправо не маши, а в пенал их уложи,

Не пугаю я напрасно, ножницы – предмет опасный.

Нужно правила всем знать, аккуратно соблюдать.

И получим ты и я наслажденье от труда.

ВОСПИТАТЕЛЬ А каким любимым делом вы хотите заняться?

(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ КОРОТКИЙ РАССКАЗ О ЛЮБИМОМ ЗАНЯТИИ)

ПО ОКОНЧАНИИ РАССКАЗА ДЕТИ ЗАНИМАЮТ МЕСТА, ПРИСТУПАЮТ К РАБОТЕ.

ГОТОВЫЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ ОФОРМЛЯЮТСЯ НА ВЫСТАВКУ.

Хозяйка Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны нашу песню до конца.

ХОЗЯИН Всех не спеть нам славных песен.

Добрых слов нам не сказать.

Край наш стариной чудесен,

Как и вся Россия-мать

РЕБЕНОК Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

РЕБЕНОК Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Публикации по теме:

Мои работы по вязаниюМои работы по вязанию Всем известно, что вязание является одним из самых древних видов рукоделия. Вязали наши бабушки, прабабушки. С детства люблю вязать. А научила.

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Наши посиделки». Мастер-класс «Изучение культуры, традиций родного края»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 00:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наши посиделки». Мастер-класс «Изучение культуры, традиций родного края»» (включая файлы) размещена пользователем надюшка галкина (УИ 141224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД