МААМ-картинки

Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Ольга Носовская
Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы

Реферат

«Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ»

Подготовила Носовская Ольга Дмитриевна преподаватель-организатор, учитель ОБЖ

Актуальность проблемы.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях современного исторического процесса достигло уровня глобальной проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) является принципиальным достижением как для отечественного, так и для мирового образовательного сообщества. В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости его преподавания, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах.

Публикация «Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ» размещена в разделах

Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений

распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности. Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.

Цели и задачи.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ.

Задачи:

1. Уточнить научные принципы и концепции ОБЖ.

2. Объяснить организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ.

3. Установить роль обучения ОБЖ в формировании культуры безопасности учащихся.

Основная часть.

Научные принципы и концепции ОБЖ.

Обучение учащихся ОБЖ основывается на научных принципах и концепциях, которые помогают структурировать материал и обеспечить его усвоение. Одной из основных научных основ обучения ОБЖ является принцип целостности. Он предполагает рассмотрение предмета не только через систему обособленных тем, но и в контексте интегрированного подхода, учитывающего взаимосвязь различных аспектов безопасности. Одним важным научным принципом обучения ОБЖ является

Принцип активности.

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии учебного материала, понимании его сущности, в осмыслении причин возникновения различных явлений, их творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач современной школы, призванной готовить полезных обществу людей. Кроме того, этот принцип предусматривает осмысление и творческий подход к организации учебного процесса. Чтобы учащиеся вполне сознательно овладевали научными знаниями и методами применения их на практике, проявляя при этом интерес и инициативу, необходимо обеспечить оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательного творческого труда обучаемых. Только так современная школа может подготовить молодое поколение к напряженной творческой деятельности на благо нашего общества. Он основан на убеждении, что активное участие учащегося в процессе обучения способствует эффективному усвоению знаний. Для этого используются разнообразные формы работы, например, практические занятия, игры, дискуссии и т. д.

Принцип связи теории обучения с жизнью

Реализация принципа связи теории обучения с жизнью важна в психологическом и педагогическом отношениях. Этот принцип проявляет себя в содержании, в методах и в организационных формах обучения, способствует формированию мировоззрения, повышает значимость учебной деятельности в сознании учащихся, придает ей осмысленный характер и тем самым мобилизует волевые усилия для учения, способствует конкретизации знаний и формированию умения применять их на практике. Научные знания базируются на практических потребностях человечества и неразрывно связаны с жизнью, практикой, потребностями общества. Потому, чтобы овладеть знаниями, необходимо научиться применять их в жизни, в практической деятельности, так как полное овладение знания ми обеспечивается именно связью с практикой, постоянным применением усвоенного на практике. Использование системы знаний является важнейшим показателем глубокого усвоения, изучаемого в теории. Следует учитывать, что учащиеся приобретают знания не только со слов преподавателя, не только из книг, но и из личной практики.

Принцип научности и посильной трудности в обучении

Принцип научности обучения предполагает, что учащимся на каждом этапе их обучения предлагаются точно установленные в современной науке положения. Поэтому перед преподавателем стоит задача тщательно отбирать содержание изучаемого. Чтобы достичь положительного результата в учении, от преподавателя ОБЖ требуется соблюдение логической взаимосвязи изучаемых явлений с новыми научными понятиями : рассмотрение изучаемого предмета или явлении с разных сторон, выделение значимых признаков самого объекта, установление связи данного объекта с другими. Научные знания постоянно расширяются в своем объеме, а способности учащихся возрастают не в той мере в какой развивается наука. Поэтому введение каждого помою научного понятия должно органично вытекать из поставленных познавательных задач урока. Принцип научности и посильной трудности обязывает педагога вести учащихся к раскрытию внутренних связей между явлениями, рассматривать эти явления в их возникновении и развитии. Поэтому в содержании образования должны и разумной мере найти отражение важнейшие факты история науки. Любое явление или объект могут быть поняты и оценены лишь при изучении их в конкретных исторических условиях, чтобы каждое положение находилось в связи с событиями, имевшими место в истории. Важно, чтобы и методы обучения отражали специфику предмета: следует соблюдать этапы работы, показывать, что именно будет изучаться на каждом этапе, в чем будет состоять предполагаемая деятельность. Следовательно, в преподавании целесообразно применять методы научного познания в форме учебных методов, активизирующих процесс обучения и стимулирующих поисковую деятельность обучаемых. То есть методы обучения должны приближаться по своему характеру к методам науки, основы которой изучаются в школе. Принцип научности лежит в основе составления учебных планов и программ.

Принцип наглядности в обучении

Теоретическое обоснование наглядности как принципа дидактики было сформулировано еще Я А Коменским. Он выдвинул «золотое правило» : все, что мы можем предоставлять чувствам, надо предоставлять чувствам. Требования, чтобы знания формировались на основе собственных наблюдений учащихся, сыграло положительную роль в развитии процесса обучения. Заметное развитие этого принципа мы находим в трудах И. Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств дают беспорядочные сведения об окружающем мире и обучение должно систематизировать наши наблюдения, разграничить предметы, а однородные и близкие среди них соединять в целях формирования четких научных понятий.

Принцип межпредметных связей в процессе обучения

Содержание данного принципа мы раскрываем более подробно, чем других принципов, по двум причинам: •, во-первых, литературы о межпредметных связях как важном условии совершенствования учебного процесса очень мало; • во-вторых, до сих пор мало учителей, которые постоянно используют этот принцип в преподавании. Принцип межпредметных связей является предметом пристального изучения российскими педагогами и психологами, исследующими процессы усвоения знаний. Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И. П. Павлова о динамическом стереотипе и временной связи. Анализируя рефлекторную деятельность мозга, И. П. Павлов разработал учение о специфической для человека второй сигнальной системе — основе мышления и речи. Физиологическим механизмом усвоения знаний И. П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологии получило название ассоциации (или связи) процессов, возникающих в результате воздействия на мозг предметов и явлений действительности. В психологическом плане ассоциации — это связь между всеми формами отражения жизни и деятельности, в основе которых лежат ощущения (восприятие, представление, понятие). Ассоциации, как отражение взаимосвязанных явлений, одновременно действующих на нервную систему, собственно и являются основой знаний. «Все обучение заключается в образовании временных связей, — пишет И. П. Павлов, — а это и есть мысль, мышление, знание». Для установления более прочных связей решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов оптимальной возбудимости, которые зависят от интенсивности раздражителя. Эта интенсивность, указывал И. П. Павлов, зависит, в свою очередь, от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера, но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей. Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые преподавателем или учениками при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных раздражителей, оказывая влияние на определенные участки коры больших полушарий головного мозга, связанные с предстоящей деятельностью учащихся по усвоению новых знаний, как бы отражая известное в новых сочетаниях, в новых отношениях. Знание основных принципов обучения ОБЖ позволяет создать безопасную образовательную среду и способствует формированию навыков безопасного поведения учащихся, что является важным аспектом их образования и воспитания.

Организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ

Организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ играют важную роль в формировании навыков безопасного поведения. Одним из таких основ является принцип индивидуализации обучения. Он подразумевает адаптацию учебных программ, методик и материалов к особенностям каждого учащегося. Это позволяет реализовать потенциал каждого ребенка и обеспечить максимальные результаты.

Другой важной организационно-педагогической основой обучения ОБЖ является использование современных педагогических технологий.

Информационно-коммуникационных технологии

информационно-коммуникационных технологии. Использование компьютерных программ, интерактивных учебников и онлайн-ресурсов помогает сделать обучение интересным и доступным для учащихся разного возраста. Применение ИКТ в образовании позволяет повысить доступность знаний, сделать обучение более интерактивным и удобным, а также учитывать потребности и особенности каждого ученика. ИКТ становятся неотъемлемой частью образования будущего, предоставляя уникальные возможности для индивидуализации обучения, глубокого погружения в предметные области и развития цифровых навыков. Педагогическая роль также переосмысливается: акцент смещается с пассивной передачи знаний на содействие самостоятельному обучению учащихся и вдохновение их на постоянное стремление учиться новому.

Игровые технологии

Игровые технологии –эффективное средство воспитания и активизация познавательных процессов. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Проектный метод обучения

Технология проектного обучения — это образовательная методика, в которой центр- учащийся, а цель-сделать его самостоятельным, креативным и инициативным. Студент или школьник развивает в себе эти качества через собственные действия во время изучения интересных и значимых тем. Суть проектного обучения — в моделировании полного цикла работы над проектом, от замысла до его воплощения, как реальной жизни. Однако учебный проект отличается от обычных рабочих проектов тем, что он призван в первую очередь решать образовательные задачи. Проектная технология способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Ее результативность определяется через диагностику форсированности творческих, коммуникативных и организаторских умений обучающихся.

Групповые и коллективные технологии

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих, парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:

- классно-урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- дидактические игры;

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения : - реализация принципа деятельности; - формирование мотивации учения и обучения; - всеобщий, всеохватывающий контроль знаний; - психологический комфорт в учебном коллективе; - единство воспитания и обучения; - реализация субъект – субъектных отношений. Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися. Преимущества группового обучения : - приобщение к важным навыкам жизни; - действенное общение; - умение слушать; - умение стать на точку зрения другого; - умение разрешать конфликты; - умение работать сообща для достижения обще цели;- улучшается успеваемость;- воспитывается самоуважение;- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;- появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;- учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

Заключение.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества, государства и цивилизации в целом. В настоящее время, решение проблем безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Безопасность присуща всем индивидам, социальным группам и затрагивает все сферы жизни общества. Развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у населения знаний и умений. Практика показывает, что успех деятельности в любой области зависит от качеств и способностей человека, мотивов его поведения, уверенности в необходимости и действенности проводимых им мероприятий. Комплексное развитие всех этих качеств и свойств отдельных людей, социума в целом возможно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Таким образом, обучение культуре безопасности жизнедеятельности через изучение предметной области ОБЖ позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других связанных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.

Список литературы.

1. Зязина Т. В., Григорьев А. И. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие //Воронеж, ВГПУ. – 2009.

2. Ольшевский В. Г. Формирование идеологии национальной безопасности в системе образования: необходимость, состояние, проблемы //Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – №. 6.

3. Айзман Р. И., Королев В. А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников //Сибирский педагогический журнал. – 2012. –

№. 7

4. https://www.1spbgmu.ru/images/Vuz_zdorovogo_obraza_zhizni/prezentacii/B0_413_94.pdf

5.https://school16.edu.yar.ru/ochno_minus_zaochnoe_obuchenie/obzh.pdf

6.https://www.menobr.ru/article/65461-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-po-fgos

Публикации по теме:

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Фотоотчет «Научные опыты»Фотоотчет «Научные опыты» У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть перваяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть первая Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третьяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третья Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию третью часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть втораяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть вторая Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию вторую часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном обучении.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 17:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Носовская (УИ 3417307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД