МААМ-картинки

Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

Екатерина Артемова
Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста

«Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста»

Детальный анализ истории возникновения научных подходов к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста показал, что первые упоминания об этих нарушениях появились в специальной литературе в середине XIX века.

Публикация «Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Исторический обзор становления научных подходов к данным понятиям представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Исторический обзор научных подходов к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

1867 год- Г. Хоффман впервые описал подвижного ребенка, назвал его «непоседа Фил», обратил внимание общественности на проблему излишне подвижных детей.

1902 год- В научной статье Д. Стилла опубликованной в журнале «Lancet» предпринята попытка объяснить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга.

1938 год- Доктор Левин сделал сенсационный вывод о том, что причиной тяжёлых аническое поражение мозга, в основе легких форм двигательного беспокойства лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми.

1950 –е годы- В науку введен термин «гипердинамический синдром», доказана основная причина данного заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга.

1966 год- С. Д. Клементc дал следующее определение гипердинамический синдром - заболевание со средним, (близким к среднему) интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в развитии центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений психических процессов (восприятия, речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций).

1968 год- Термин «гипердинамический синдром» был принят в Международной классификации болезней.

На смену данному термину пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ, «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)».

Начало 1970-х годов- К детям с проблемами в поведении и обучении, нарушениями внимания стали употреблять термин «минимальная мозговая дисфункция».

В США создается специальная комиссия, которая детально изучает детей с минимальными мозговыми дисфункциями, делает вывод: у детей данной категории средний уровень интеллекта, наблюдаются нарушения в поведении и обучении, патология центральной нервной системы. Несмотря на усилия экспертов, единого мнения ученых по данному вопросу найдено не было.

Середина 1970-х годов- Детей с минимальными мозговыми дисфункциями стали делить на две категории: дети с нарушением активности и внимания; дети со специфическими расстройствами обучаемости (дисграфия, дислексия, дискалькулия).

В 1980-е годы- Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, - согласно которой случаи, описанный раннее диагноз «минимальная мозговая дисфункция», предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности.

1994 год- DSM-IV расширяет диагностические критерии, вводит 2 перечня симптомов, и разрабатывает 3 подтипа нарушения

(дети с нарушением внимания, гиперактивный и комбинированный).

1999 год- В научных изданиях опубликовано мультимодальное терапевтическое исследование NIMH – крупнейшее терапевтическое исследование, которое проводилось для изучения расстройств у детей.

2002 год- Опубликован международный Консенсус по СДВГ, подписанный 84-мя экспертами международного уровня, направленный на противодействие искажению представления о СДВГ в прессе.

О. И. Политик в своем научном исследовании «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» рассматривает этимологию данного понятия, автор утверждает, что это своего рода дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга, которая проявляется в трудности концентрации и поддержания внимания, нарушении обучения и памяти, а также сложностями обработки информации и стимулов.

Необходимо отметить тот факт, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (гиперкинетическое расстройство, чаще всего наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей дошкольного возраста. Оно характеризуется патологически низкими показателями развития психических процессов (внимание, память, слабость мыслительных процессов в целом при нормальном уровне сформированности интеллекта). Произвольная регуляция у данной категории детей развита слабо, работоспособность на занятиях соответственно, низкая, утомляемость существенно повышена. Также психологи отмечают у детей с синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно наблюдать следующие отклонения в поведении: существенная двигательная расторможенность, значительная повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, негативизм, агрессивность. При начале систематического обучения таких дошкольников возникают трудности в освоении письма, чтения и счета, отставание в развитии социальных навыков, в дальнейшем школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

В. Д. Трошин, О. В. Халецкая пишут о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одним из основных клинических вариантов минимальной мозговой дисфункции. Долгое время единый термин для обозначения отклонений в развитии личности отсутствовал. Большое число работ отражало различные концепции авторов, в названии синдрома использовались наиболее часто встречающиеся признаки заболевания: гиперактивность, невнимательность, статикомоторная недостаточность.

Анализ научных исследований, выполненных в разные годы позволил выделить ряд причины возникновения синдром дефицита внимания с гиперактивностью (см. Таблица 2).

Таблица 2.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (Авторы научных подходов)

Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, Ю. Е. Вельтищев, О. В. Халецкая- Наиболее критический период - поздние стадии беременности и роды, на данных этапах повреждение мозга могут спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Повреждение мозга можно подразделить на биологические (наследственные и перинатальные, и социальные, обусловленные влиянием непосредственного окружения.

Г. М. Савельева, Л. Г. Сичинава- Авторы также утверждали, что возникновение СДВГ связано с повреждением мозга на ранних этапах развития (пре- и интранатальные периоды).

Ю. И. Барашнев, Е. М. Белоусова- На возникновение СДВГ влияют «незначительные нарушения, а также травмы мозговой ткани в пренатальный, перинатальный и реже постнатальный периоды».

О. И. Маслова- Приводит данные о неодинаковой частоте отдельных синдромов при характеристике структуры органических поражений нервной системы у детей.

Л. О. Бадалян-Утверждает, что возникновению СДВГ способствуют угроза прерывания беременности, асфиксия новорожденных, анемия беременных, переношенность, употребление матерью во время беременности алкоголя и лекарственных препаратов и курение.

Н. Н. Заваденко, Н. М. Мамедалиева, И. П. Елизарова- Установили, что нервно-психическое развитие детей, родившихся с недостаточной массой тела, значительно чаше сопровождается различными отклонениями, например, задержкой психомоторного, речевого развития, судорожным синдромом

Г. А. Самсыгина- Доказала, что интенсивное медико-психолого-педагогическое воздействие в возрасте до трех лет приводит к повышению уровня когнитивного развития и значительному снижению риска развития поведенческих расстройств.

И. П. Брязгунов, В. Р. Кучма- Высказали предположение о роли генетических факторов в возникновении СДВГ.

Е. Л. Григоренко- Поддерживал идею о генетической этиологии синдрома СДВГ, высказал предположение о наличии симптоматики в детстве у родителей детей, страдающих данным заболеванием.

О. В. Ефименко- Считал, что на возникновение СДВГ влияют условия развития ребенка в младенческом и дошкольном возрасте, а также алкоголизм и курение родителей.

3. Тржесоглава- В своих исследованиях автор утверждает, что у 20% детей с СДВГ родители страдают хроническим алкоголизмом.

И. П. Брязгунов- Предположил, что особенности питания и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах также могут существенно повлиять на поведение ребёнка.

Таким образом анализ исследований по вопросам причин возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью показал, что в большинстве случаев причиной данного нарушения является наследственная предрасположенность, отягощённая неблагоприятным акушерским анамнезом.

Далее рассмотрим клинические признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В. П. Добридень, Ю. С. Шевченко в своем исследовании «Онтогенетически – ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС)» выделили три основных блока проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Г. С. Абрамова пишет о том, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей с первых дней жизни (малыши плохо и мало спят, легко возбуждаются, громко плачут, стараются любыми способами стянуть с себя одежду, излишне чувствительны к внешним раздражителям, могут страдать рвотными реакциями).

И. П. Брязгунов, В. Р. Кучма в своем пособии «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза)» пишут о том, что «гиперактивность» имеет следующие признаки: ребенок излишне суетлив, не может спокойно сидеть на месте, беспричинно двигает кистями рук, двигательная активность ребёнка не имеет определенной цели, ребенок не может играть в тихие игры; «невнимательность» подразумевает: дошкольник не может сосредоточить свое внимание на выполнении определенного задания, не вслушивается в обращенную к нему речь, не доводит начатое дело до конца, испытывает большие трудности при организации собственных видов деятельности, избегает заданий, которые требуют усилий, ребенок часто теряет свои вещи, отвлекается на посторонние детали; «импульсивность» выражается в том, что ребенок не дослушивает вопрос до конца выкрикивает ответы, мешает другим детям при выполнении заданий, в играх не может дождаться своей очереди и др.

Н. Н. Заваденко в своей статье «Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания» утверждает, что к подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев у ребенка исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность при выполнении некоторых действий (т. е. ребенок может выполнять какие-то задания в течении 5-15 минут, затем необходимо ему дать возможность передохнуть, затем он сможет продолжить выполнять задания). Перечисленные нарушения безусловно приводят к возникновению трудностей в освоении счета, чтения, письма, в развитии наблюдается задержка на 1,5–1,7 года.

При работе с детьми с синдром дефицита внимания с гиперактивностью учителю-логопеду необходимо учитывать психологические особенности развития таких детей.

О. В. Халецкая, В. Д. Трошин пришли к выводу, что у детей в 6–7-летнем возрасте с СДВГ чаще всего нарушена слухо-моторная координация, речь, срабатывает кратковременная память, наблюдается повышенная переключаемость с одной деятельности на другую.

А. О. Дробинская указывает, что у детей данной категории можно наблюдать существенные нарушения в сфере познавательных процессов связанные с расстройствами слухового гнозиса, а также наблюдается моторная дискординация, нарушения социальной адаптации, более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в данном возрасте, у детей с СДВГ часто сформирована негативная «Я-концепция».

Н. Н. Заваденко в своем пособии «Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте» пишет о том, что умственная утомляемость больше свойственна девочкам, а у мальчиков она проявляется ближе к 7 годам. У девочек кроме того снижен уровень словесно-логического мышления.

Наблюдения за детьми с СДВГ помогли И. П. Брязгунову, Е. В. Касатиковой прийти к следующему выводу: у детей данной категории часто встречается задержка речевого развития, замедленная речь или наоборот, излишне быстрая, наблюдается нарушение звукопроизношения, ограниченность словаря, нарушение лексико-грамматических конструкций, иногда у таких детей можно констатировать заикание, а также их эмоциональное развитие отстает от нормальных показателей данной возрастной группы.

Н. Н. Заваденко указывает на импульсивность детей с СДВГ, что может проявляться в неряшливом выполнении каких-либо заданий, в несдержанности речевого потока, поступках, в процессе игр.

Таким образом, мы можем констатировать, что у старших дошкольников с СДВГ значительно снижена произвольность собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, что обусловило снижение и незрелость формирования следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Далее рассмотрим исследования, посвященные лечению и коррекции детей с СДВГ. Результаты анализа психолого-педагогических исследований представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анализа психолого-педагогических исследований,

посвященных лечению и коррекции детей с СДВГ (Авторы научных подходов)

В. П. Кащенко- Автор советует изменить отношение к ребёнку с СДВГ в семье, детском саду, создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства.

О. И. Политика- Исследователь предложил «мультимодальный» метод коррекции СДВГ: просветительские беседы с родителями и педагогами, обучение родителей тактике поведения с детьми с СДВГ, создание условий для посещения ребенком различных кружков и секций, медикаментозная терапия, аутогенная тренировка и суггестивная терапия.

Л. О. Бадалян- Высказывается за медикаментозно лечение СДВГ

А. Л. Сиротюк- Советует психолого-педагогические методы коррекции СДВГ, которые позволяют достаточно успешно и более длительно корректировать нарушения в поведении и трудности в учёбе, чем использование медикаментозного лечения.

З. Тржесоглава- Выступает за поведенческую психотерапию (изменение окружения ребёнка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций)

Г. Н. Монина - Разработала программу домашней коррекции СДВГ, которая включает следующие виды деятельности: изменение поведения и отношения взрослых к данной категории детей; психологического климата в семье; соблюдение режима дня; специальная поведенческая программа. Автор разработала школьную программу коррекции включает: изменения окружения ребенка, создание ситуации успеха, коррекция негативных форм поведения, регулирование ожидания.

Л. А. Ясюкова- Утверждает, что ребенку с СДВГ может эффективно помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям (например, обучение в классе коррекции).

М. Ю. Никанорова- В своих исследованиях пишет о том, что коррекция детей с СДВГ обязательно должна включать физическую реабилитацию (т. е. специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций).

И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова- Физические упражнения для детей с СДВГ должны носить аэробный характер (бег, плавание, лыжи, езда на велосипеде и т. п.). Кроме того, авторы советуют психотерапевтическое лечение (визуализация для расслабления, медитация, аутогенная тренировка и др.).

Таким образом, в данном параграфе представлено теоретическое обоснование научных подходов к понятию «сидром дефицита внимания с гиперактивностью»: взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на этиологию, механизмы развития СДВГ. В параграфе описаны клинические признаки, психологические особенности, лечение, методики, которые могут использоваться при коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста. Анализ исследований доказал, что в работе с детьми необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5 14.2.

2. Бадалян Л. О. Невропатология. М. : Просвещение, 2010,

3. Брязгунов И. П., Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 2014,

4. Денисова О. П. Психология и педагогика. – М. : Флинта, 2011,

5. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью 2003,

6. Петрухин А. С. Детская неврология: учебник: в двух томах М. : ГЭОТАР- Медиа, 2012,

7. Политик О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб., 2005,

8. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении СПб: ГП ИМАТОН, 2005.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Маленькие научные астронавты»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста «Маленькие научные астронавты» В игровой форме дети получают и закрепляют знания о Солнце, Луне. Игра направлена на развитие познавательного интереса дошкольников к.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научные подходы к исследованию синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 19:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД