МААМ-картинки

Народные игры и их воспитательное значение

Лидия Петровна Захарова
Народные игры и их воспитательное значение
▼ Скачать + Заказать документы

"Не забывайте народные игры. "

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки, песни, былины. Поэтому, они и называются – народными.

Публикация «Народные игры и их воспитательное значение» размещена в разделах

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей: их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявить смекалку, выдержку. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все - за одного» - цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

• Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

• Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка дуди:

Мы играем, ты води.

• Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьёвки, которые так же создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры.

Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путём считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего игрока ворота задерживают: дети опускают руки и тихо спрашивают:

• Конь вороной остался под горой.

Выбираешь какого коня:

Сивого или златогривого?

Играющий встаёт позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьё вке могут быть и более короткие загадки:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

• Кто засмеётся,

Губа задерётся.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобретает вид самостоятельной игры. Например, перед началом все садятся и хором произносят:

• Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому – либо из стоящих в «уголке» (очередном на земле круге) и говорит:

• Мышка, малышка,

Продай уголок

За шильце, за мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободный угол. В игре «Ключи» содержание игровых действий аналогично: водящий подходит к игроку, стоящему в кругу среди играющих, и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает, указывая рукой направление: «Там постучи». В это время все меняются местами. В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чем стоишь?»

Жмурка: «На квашне».

«Что в квашне?»

Жмурка: «Квас».

«Лови мышей, а не нас».

После чего начинается игра: все разбегаются, Жмурка ловит. Эти чёткие считалки, напевно – забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передаётся из поколения в поколение и никогда не стареет.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески использует игру, как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждая в них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательно «свежими» для детей. По - видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и долгожительство.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делают краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьёвка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой предмет доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально – выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определё нные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить решение и выход из критического положения, приводить его в исполнение, проявлять инициативу.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами образуют фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления личностных качеств ребенка в различных видах деятельности.

Работая с детьми, педагогу надо постоянно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, что они являются основой формирования индивидуальности личности.

Публикации по теме:

«Игры нашего двора»«Игры нашего двора» «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Консультация для воспитателей «Не забывайте народные игры» Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское - детский сад «Колокольчик» (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ) Подготовила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры и их воспитательное значение
Опубликовано: 1 сентября 2013 в 00:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры и их воспитательное значение» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Петровна Захарова (УИ 124283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД