Людмила Болдырева
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание…. 1
Введение…. 2
1. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей таблица….3
1.1. Информационно-аналитические формы…. 4
1.2. Досуговые формы…. ….5
1.3. Познавательные Формы…. …. 5
1.4. Наглядно информационные….5
2. Мой опыт Взаимодействия с родителями…. 6
3. Цели совместных действий….….…10
Заключение…11
Введение
Публикация «„Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников“ (из опыта работы)» размещена в разделах
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Предлагаю вниманию моих коллег свой опыт в этой области. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений.
Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.
Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «Родитель – воспитатель», «Родитель – родитель», «Ребенок – воспитатель», Родитель – ребенок», Ребенок – ребенок» стали вечера-досуги с активным участием родителей и детей.
В ходе моей работы в этом направлении сложилась система проведения таких семейных вечеров – досугов разной направленности.
Начинается учебный год, со ставшего традиционным, вечера- -досуга «День рождение «теремка»(это название нашей группы). К этому вечеру каждой семье предлагается подготовить любое выступление (стихотворение, песню, сценку и т. п.). На празднике царит тёплая непринуждённая атмосфера, которая позволяет раскрепоститься и детям, и взрослым. Такие совместные семейные публичные выступления прекрасно развивают коммуникативные навыки ребёнка, формируют в нём уверенность. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, как пригодится такой опыт в будущем нашим детям. Этот праздник сплачивает наш коллектив детей и взрослых. В дальнейшем родители охотно принимают участие в других наших делах.
Октябрь – Выставка семейных рисунков «Здоровый образ жизни моей семьи». Вот несколько рисунков
Круглый стол «Делимся опытом оздоровления детей»
Спортивный досуг «День игр и забав».
Привлечение родителей к участию в выставке «Дары осени»
Ноябрь – Чаепитие посвященное дню матери оно включает в себя совместные игры – соревнования, детские песни и стихи. Так же этому дню посвящается фото выставка и выставка детских рисунков «Моя мама самая красивая». Предлагаю посмотреть рисунки и фотографии.
В конце ноябре – проводим совместные с родителями акцию «Покормите птиц зимой» совместное изготовление кормушек, привлекаем к совместной работе пап. Фотографии кормушек занявшие призовые места к вашему вниманию.
В декабре прошла выставка «Из бабушкиного сундучка». Взаимодействие с более старшем поколением, расширение контакта между педагогом и семьей. На этом слайде вы видите изделия из бабушкиного сундучка
Привлечение родителей к подготовки к празднику «Новый год». Приобретение подарков, совместное участие в конкурсе «Самая красивая группа», где мы заняли первое место, среди групп нашего детского сада. А также непосредственная помощь в организации праздника.
В январе – «Играем вместе» - совместные игры детей и родителей в вечерние время.
В феврале – спортивный праздник «Зарница»- посвященный «Дню Защитника Отечества» участие родителей в подготовке к празднику, активное участие в праздничной игре.
Фотокомпозиция «Портрет моего папы». Несколько фотографий к вашему вниманию.
Март – Фотовыставка «Наша семья самая дружная». Родители и дети подбирали самые интересные фотографии из семейного альбома.
Так же в марте привлечение родителей к подготовке к празднику «Мы помощники у мамы».
В марте месяце мы организовали выставку семейных рисунков «Мама, папа, я дружная семья»
Еще одно событие прошло у нас в марте это семейный конкурс «Радуга талантов» - цель этого конкурса привлечь родителей к игровому взаимодействию с детьми. Способствовать эмоциональному общению. На нем я хочу более подробно остановиться. Название радуга талантов, потому что, семь заданий по основным видам деятельности – каждый цвет соответствует своему виду основной деятельности, все задания проходят в игровой форме. В каждой семье есть свои таланты и давайте мы на них посмотрим начнем с приветствия – оно было домашним заданием.
Затем цвет оранжевый пригласил нас в сказку, дети и родители отгадывали героев сказок.
После каждого конкурса у нас были музыкальные и игровые паузы. Сейчас мы одну из них посмотрим.
Следующий желтый цвет – тепло и свет, помогает дать ответ: «Для здоровья что нам нужно, угадай и дай совет». Для этого конкурса мы приготовили светофорики (красный – нет, зеленый – да). В этом конкурсе учитывались знание мамы и ребёнка у каждого были светофорики.
Далее зеленый цвет – природы, вопросы – ответы о природе в игровой форме.
Голубой – цвет неба, а у нас он продемонстровал способности в конструировании из подручных материалов – это были у нас газеты. Пока родители мастерили костюмы, зрители отгадывали загадки. Посмотрите способности родителей.
Синий цвет даёт совет с математикой дружите и задание решите.
Сначала решали логические задачи, разгадывали ребусы, потом проверяли знание геометрических фигур т. е отгадывали про них загадки. Посмотрите как разгадали ребусы.
Фиолетовый цвет – помог нам оценить старание, навыки, творческое воображение, способности в рисовании. Давайте посмотрим как это было.
Так как и положено жюри подвели итоги и провели награждение, с веселого праздника никто не ушел без подарков. Праздник закончился песней «Взрослые и дети» - мамы пели вместе с детьми.
В Апреле мы планируем «День открытых дверей» - эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Они присутствуют во всех видах основной деятельности с последующей беседой и определением путей оказания помощи ребенку. Смонтировать фильм для просмотра на собрании «Наш день в детском саду».
В апреле месяце мы запланировали – Привлечение родителей к созданию развивающей среды для подготовительной группы.
Май – привлечение родителей к благоустройству участка.
В мае по плану музыкально – физкультурное развлечение с родителями «Веселые старты». Семьи нашей старшей группы будут соревноваться с семьями другой старшей группы.
В мае проводим заключительный досуг- собрание за чашечкой чая «Скоро лето». Это традиционный семейный вечер, где подводятся итоги за год, неформальная беседа «Вместе дружная семья»
Все эти совместные с семьями досуги решают две главные цели.
1-ая цель: содействовать позитивному общению детей с их родителями. В чём важность этой цели?
Из исследований специалистов в области изучения проблем современных семей выявлено, что злободневной проблемой стал дефицит плодотворного общения родителей со своими детьми.
Используя в системе приведённые выше формы совместной деятельности, цель успешно достигается.
Так как я уже давно практикую такие формы взаимодействия с семьями воспитанников, могу утверждать, что родители охотно принимают участие в предложенных мероприятиях. Отмечается большая заинтересованность, высокая активность.
Позволю себе привести здесь цитату из книги Дороновой Т. Н., Глушковой Г. В. и других авторов «Вместе с семьёй» (изд. Просвещение, 2005г., где сказано: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнено радостью и весельем…
Однако, значение праздника состоит в том, что в процесс его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».
Что и подтверждает мой опыт.
2-ая цель: обогащение педагогического опыта родителей.
Почему важна эта цель?
В законе РФ «Об образовании» сказано, что родители являются главными воспитателями своего ребёнка.
Но как показывает опыт и проведённое мной анкетирование родителей на предмет их педагогической компетентности, позволяет сделать вывод, что уровень психолого-педагогической культуры родителей оставляет желать лучшего.
А на таких совместных вечерах-досугах родитель может совершенствовать свою педагогическую культуру. Он может наблюдать, сравнивать, анализировать поведение и уровень развития своего ребёнка, наблюдать общение других родителей с их детьми, а также наблюдать общение квалифицированного педагога с его ребёнком, видеть реакцию и действия педагога по отношению к ребёнку в разных нестандартных ситуациях и делать соответствующие для себя выводы по поводу дальнейшего воспитания своего ребёнка. Происходит некий обмен и приобретение педагогического опыта родителем.
Заключение
Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребёнку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уровень своей психолого-педагогической культуры.
Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь воспитателей и педагогов для решения проблем развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и воспитателя, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
И как сказал наш знаменитый педагог Макаренко А. С. «Хорошо воспитывать своего ребёнка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того это дело приятное, радостное, счастливое».
ссылка на презентацию:https://docs.google.com/presentation/d/1hHxutIiPrQQXLUNelfSSrMJWMi7d00CEfESiH9IPEKc/edit