Отцарева Галина Анатольевна
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Коровинская СОШ» дошкольная группа
Доклад на тему «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду»
Участие в ежегодной научно – практической конференции «Эффективные практики, направленные на реализацию национального проекта «Образование»
Подготовила:
Отцарёва Галина Анатольевна.
Аннотация.
Публикация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Мелкая моторика – одна из самых сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Новые образовательные программы для ДОУ нацелены на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфических видов деятельности, присущих дошкольникам. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах деятельности.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребёнок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне,иначе обучение в школе будет представлять для ребенка большие трудности.
В нашем дошкольном учреждении для развития мелкой моторики рук создана предметно – развивающаяся среда.
Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук. Дети играют в игрушки - шнуровки, кубики, конструктор, пазлы, пирамидки, деревянные кубики, мозаику.
В образовательной деятельности для развития мелкой моторики, в своей работе использую:
- лепка из пластилина;
-рисование крупой;
- мозаика из цветной бумаги;
- аппликации с использованием шариков из бумажных салфеток. (Последние упражнения особенно хорошо подходят детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.)
-рисование и раскрашивание картинок;
- изготовление поделок из бумаги.
На занятиях продуктивной деятельностью,особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти. Детям предлагается лепить из солёного теста, из мягкого пластилина. При работе с ними у детей развивается умение захватывать кусок, мять, что способствует развитию навыков обследования.
На занятиях использую упражнения с речевым сопровождением как рифмованные подсказки к заданным движениям. С их помощью совершенствуется произношение, развивается речевой слух.
Также использую для изготовления поделок природный материал: шишки, желуди, шерстяные нитки и другие доступные материалы.
В своей работе с детьми использую нетрадиционную технику рисования : кистью руки, пальцем, зубной щеткой, пупырчатой пленкой, целлофаном. Еще хорошая тренировка для пальчиков, которая совершенствует ловкость рук – это сортировка семян (особенно горох, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, лент, тренажеры с пробками.
Совершенствование сенсорного восприятия и развитию рук способствуют и занятия на прогулке. Это игры с песком (рисуют отпечатками ладошек рук, пальчиком, палочкой). Игры со снегом (лепка снежков, метание в цель, изготовление построек из снега, рисование палочкой на снегу). Рисуют дети мир, который видят своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций.
Заключение.
Таким образом, развивая мелкую моторику рук и координацию движений рук, у детей дошкольного возраста мы добиваемся следующих результатов: улучшается координация и точность движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность, мелкая моторика пальцев и кистей рук, улучшается развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, творческая активность, создается эмоционально – комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.