Получи документы

«Нижегородская ярмарка». Проект в старшей группе

Ризоватова МАРИНА
«Нижегородская ярмарка». Проект в старшей группе

Паспорт проекта :

ТИП проекта : познавательно- творческий

Вид проекта : групповой

Продолжительность :краткосрочный - 2 недели (с 10февраля- по 24февраля)

Участники:

1. Воспитатели;

2. Воспитанники старшего дошкольного возраста;

3. Родители воспитанников.

Актуальность проекта.

Публикация «„Нижегородская ярмарка“, Проект в старшей группе» размещена в разделах

Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками,приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

История ярмарки

Нижегородская ярмарка – это явление, которое принято называть национальным достоянием. Ее история насчитывает больше четырёх веков. Находясь на половинном пути главной водной магистрали России – Волги, в непосредственной близости к Москве, Нижегородская ярмарка выполняла важнейшую функцию «менового двора Европы с Азией». Здесь находили сбыт товары, производимые в самых отдаленных регионах мира, но основная торговля на ней шла с Востоком: Китаем, Персией и Средней Азией, поэтому ее называли «ключом торговли с Азией».Нижегородская ярмарка была крупнейшей как по товарообороту, так и по размерам занимаемой ею территории. Исключительное значение Нижегородской ярмарки в экономике России было обусловлено тем, что, являясь по срокам проведения последней среди других всероссийских ярмарок (с 15 июля по 10 сентября, она подводила итоги за целый год работы всего народного хозяйства страны. На ней устанавливались цены на основные товары (чай, мануфактуру, металл, рыбу, соль, хлеб, меха и др.).Международное признание Нижегородской ярмарки, ее огромное значение для экономического развития России стали причиной того, что Нижний Новгород стал единственным из нестоличных городов, избранным для проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Эта выставка стала считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России.

«Нижегородская ярмарка, раскинувшаяся в углу между Окой и Волгой представляет ныне своеобразный город с особым управлением, оживленный и кипучий в торговое время и мертвый в течение 9 месяцев, когда многочисленные корпуса с магазинами, лавками и складами, стоят наглухо заколоченными и пустыми. Весною ярмарка заливается Волжским и Окским разливом и по улицам её ездят на лодках, своего рода Венеция.»

(Адрес-календарь. 1916 год)

На ярмарке два собора : Спасский, построенный по проекту архитектор Монферрана (строителя Исаакиевского собора, и Александро-Невский, построенный Килевейном. Часовень на ярмарке три : Макарьевская (в которую ежегодно приносят во время ярмарки чудотворную икону преподобного Макария, желтоводского и унженского чудотворца, Печерская и Крестовоздвиженская. Армяно-григорианская церковь, мечеть.

Главный ярмарочный дом построен в 1890 году по проекту К. Треймана, Г. Трамбицкого и А. фон Гогена.

«Из зданий ярмарки выделяется «Главный дом», открытый в 1890 году. В нем в период ярмарочной торговли помещаются квартира губернатора и его канцелярия, учреждения по управлению ярмаркой, отделения государственного банка и т. п. В первом этаже имеется обширный пассаж для розничной торговли, лучший из числа нескольких таких пассажей на ярмарке

(Адрес-календарь. 1916 год)

Цель проекта :

-Обобщение знаний детей о декоративно прикладном искусстве.

-Развитие у детей познавательного интереса к русскому народному творчеству.

- Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного

возраста средствами народно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с народными промыслами.

- Закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве: дымковской и

филимоновской игрушке, хохломской и городецкой росписи, с гжелью.

-Вызвать интерес к народному творчеству.

- Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного

искусства: видеть красоту и своеобразие дымковской и филимоновской

игрушки, хохломской, городецкой и гжельской росписи

- Формировать умение составлять узоры по мотивам народных росписей,

использовать растительные элементы.

- Закрепление умения ориентироваться в различных видах росписи.

- Создавать условия для совместной

Воспитательные

- Воспитывать уважение к работе народных мастеров, любовь к русскому

прикладному искусству.

- Воспитывать эстетические чувства.

- Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение

делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Развивающие

- Развитие познавательной активности детей.

- Развитие чувства цвета, композиционных умений.

- Развитие внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти, умения анализировать.

Предполагаемый результат.

- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;

- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;

- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит,

сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный

узор композиции и т. п.

- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;

- Лепят из пластилина изделия, используя разнообразные способы:

конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный;

- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;

Этапы работы:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов (создание предметно-развивающей среды с образцами предметов народного творчества; наглядно демонстрационного материала:иллюстрации, открытки.)

-Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства, подборка дидактических игр.

- Дидактические игры: «Собери целое», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

- Развивающие игры: «Народные промыслы», «Русские узоры», «Русский

сувенир».

- Восприятие художественного образного словотворчества для развития умения понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

-Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии (овладение прорисовкой народной росписи с помощью динамических поэтапных таблиц).

- Закрепление знаний в самостоятельной художественной деятельности (раскраски «Русские красавицы», «Гжельская посуда», «Веселый Городец»).

Деятельность воспитателей Деятельность детей

1. Введение в игровую ситуацию.

2. Формирование проблемы.

3. Определение задач.

4. Определение продукта проекта. 1. Принятие игровой ситуации.

2. Осознание проблемы.

3. Принятие задач проекта.

II этап – Практический.

Задачи:

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народнойпластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный,пластический, комбинированный, выбирания пластилинастекой.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом ихформы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания наоснове знаний о характерных особенностях росписей.

Речевое развитие

(худ. литература) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Работа с родителями

-Беседы: «Народные промыслы», «Голубая Гжель и разноцветный Городец»,

«Веселая Дымка и золотая Хохлома». -Художественная литература, чтение стихов:

М. Смирнова «Дымка», «Красивая девица»,

А. Дьякова «Веселая Дымка»,

Л. Гулыга «Пестрый хоровод»,

П. Синявский «Хохломская роспись», «Незабудковая Гжель»

Ю. Николаева «Чаша»,

П. Юрьева «Чудесный конь Городец»,

Загадывание загадок по теме «Ярмарка покупки-покупочки». -Создание условий для сюжета игр:

»Магазин»

»Ярмарка»

П/ и:»Карусель»,

«Золотые ворота», «Горелки», «Пустое место», «Жмурки»

-Хоровод игры:» Подковка»,

«Колпачок».

-Игры со строитьльным материаломЯрмарка»

-Ориентировка на листе бумаги (рисование, плоскостное конструирование).

-Ориентировка в пространстве.

-Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

-Беседы: «Народные промыслы», «Голубая Гжель и разноцветный Городец»,

«Веселая Дымка и золотая Хохлома». -Рисование элементов городецкой росписи «Городецкие узоры».

-Рисование «Гжельская посуда».

-Лепка «Дымковский индюк».

-Аппликация (с рисованием) «Хохломская Жар-птица»

-Рисование «Веселая Ярмарка» (самостоятельная деятельность)

-рисование «Ярмарка народного промысла». -Консультация для родителей (папка-передвижка).

На тему «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей

дошкольного возраста», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

-Оформление выставки «Полочка красоты»- на тему «Изделия народных промыслов

Конспект НОД

«Ярмарканародного промысла».

Цель: Создать и представить изделия народного промысла.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать закреплять навык изображения элементов росписей народного прикладного искусства.

Развивающая:

развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности воспитанников.

Воспитательная:

Прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа.

Ход НОД

Воспитатель:

Слава нашей старине!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Выход скоморохов

Звучит музыкальный фон (русская народная музыка).

1. скоморох:

Приходи, народ!

Разевай пошире рот.

Нынче время для потех -

Веселить мы будем всех.

На ярмарке ремесел

Мы вас о многом спросим.

Ведь мы совсем не плохи -

Потешники и скоморохи!

II скоморох:

Приходи, народ!

Разевай пошире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

2. скоморох:

А на ярмарке товары -

Расписные самовары,

Продаются вилы, санки

И конфеты, и баранки.

II скоморох:

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша

До чего же, хороша.

1. скоморох:

А гжельская посуда,

Это просто чудо!

Воспитатель:

По традиции старинной

Много лет, веков подряд

Внучкам бабушки дарили

Не наряды, просто клад

Вот и мне моя бабуля

Подарила сундучок

Кладезь мудрости народной

Это вам не пустячок.

(достает конверты по промыслам).

I группа детей :

- Эй, вы гости - господа,

Из какого вы села

/Хохлома/

II группа детей :

- А, вы, сестры и браты,

Из какой вы слободы?

/Дымковской/

III группа детей :

- А, вы, ребята - молодцы,

С какой ответьте станции.

/Гжельская/

Воспитатель:

Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.

Одним из традиционных праздников была русская ярмарка. Накоторой мастера обменивались товаром, и сегодня вы будете мастерами, представляющими каждый свой промысел. Ваша задача создать и представить изделия своего промысла.

Представители каждого промысла подойдут и выберут свои изделия, которые будут вашими помощниками.

На столе у вас есть заготовки изделий, которые вы должны расписать. А после продать свое изделие.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре

Круг поуже, круг пошире!

На носочки и на пятки

А потом пляши присядку!

Влево, вправо повернулись

И на место все вернулись.

Практическая работа воспитанников:

/в ходе практической работы индивидуальная работа с учащимися/.

Рассматривание детских работ:

I группа : «Хохлома»

Воспитатель:

Удивляет прорастая,

Как-то празднично жива,

Молодая, непростая

Черно-красная трава.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы,

Входим в царство золотое,

В мир волшебной хохломы.

II группа : «Дымковские игрушки»

Вот игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Хозяйка с ярмарки идет,

Игрушки деточкам несет.

Игрушка не простая,

Свистулька расписная.

III группа «Гжель»

Гжель прославила себя

Дивными узорами.

Голубую сказку встретишь

На блюдечке фарфоровом.

Голубые капельки, усики, отводки,

Завитки и листики, лютика - головки

Мастера наносят

Движением ловким.

Продажа изделий мастеров других промыслов проводится по аналогии.

Итог занятия.

Воспитатель:

Не каждый человек может стать настоящим мастером. Когда мастера создают свои произведения, они шутят, поют песни, частушки.

Скоморохи:

Ой, вы, гости дорогие,

Люди свойские, простые!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Воспитатель хвалит ребят.

Деятельность воспитателей:

1. Помощь в решении задач.

2. Помощь в планировании деятельности.

3. Организация деятельности.

4. Направление и контроль

осуществляемого проекта.

Деятельность детей:

1. Обьединение в рабочие группы (Городец,

Гжель, Дымка, Хохлома).

2. Использование поэтапных таблициллюстрация.

3. Работа над поделками (продуктивнаядеятельность).

4. В процессе работы делятся

впечатлениями, оказывают помощь другдругу.

III этап –Презентация (итоговое мероприятие) :

- Создание стен газеты «Нижегородская ярмарка»;

- Выставка детских работ по теме «Декоративно - прикладное искусство»;

- Развлечение «Ярмарка»(совместно с родителями)

Публикации по теме:

Осенний праздник «Нижегородская ярмарка». Подготовительная группа ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК «НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА» \старшая и подготовительная группы \ На сцене стоит телевизор или экран. Перед сценой стоит ширма.

Фотоотчет об утреннике «Осенняя ярмарка» в старшей группеФотоотчет об утреннике «Осенняя ярмарка» в старшей группе ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА. УТРЕННИК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Цели: Обогащать знания детей о русских традициях посредством проведения праздников, а также.

Фотоотчет об акции «Ярмарка профессий» в старшей группеФотоотчет об акции «Ярмарка профессий» в старшей группе У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Это строки из знаменитого стихотворения В. Маяковского.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в технологии «Ситуация» в старшей группе «Ярмарка расписных игрушек» Тип ситуации: открытие нового знания. Тема: «Ярмарка расписных игрушек» Цель: формировать умение расписывать объёмную форму элементами дымковской.

«Осенняя ярмарка». Праздник с использованием фольклорного материала в старшей группе Под песню «Осень золотая» дети в русских народных костюмах забегают в зал и останавливаются около центральной стены полукругом. Ведущая.

Проект «Веселая ярмарка» Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности.

Сценарий осеннего развлечения в старшей группе «Лесная ярмарка»Сценарий осеннего развлечения в старшей группе «Лесная ярмарка» Цели и задачи:1. Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического вкуса и чувств, обогащать художественные представления об осени;.

Сценарий праздника в старшей группе «Ярмарка» Тема: «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам организации народных, календарных праздников» Ведущая образовательная область:.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Весенняя ярмарка» МБДОУ Детский сад №12 «Родничок» п. Хохлово Конспект НОТ по познавательному развитию в старшей группе. Тема : «Весенняя ярмарка».

Занятие по конструированию в старшей группе «Ярмарка. Конструирование из бумаги «Корзинка»Занятие по конструированию в старшей группе «Ярмарка. Конструирование из бумаги «Корзинка» Задачи: -Познакомить детей с понятием ярмарка, создав выставку и атмосферу того времени. -Продолжать знакомить детей с творчеством русского.

Автор публикации:
«Нижегородская ярмарка». Проект в старшей группе
Опубликовано: 13 января 2018 в 13:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД