Мария Тумашева
«Новогодние традиции народов Земли». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов. Активизировать словарь.
Материал. Глобус, карта мира (на каждого ребенка); детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, листы бумаги, тростевая кукла Дед Мороз, картинки с изображением Деда Мороза разных стран и их уменьшенные копии для работы с картой, искусственная елочка.
Публикация «„Новогодние традиции народов Земли“, Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Литература. Гризик Т. И. Познаю мир. Знаки и символы: Развивающая кн. Для детей старшего возраста. М. ; Просвещение, 2001. Иванова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Путешествие по глобусу. Для детей 4-6 лет. СПб: Издательский дом «Нева»; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Педсовет. 2000.№10. Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации. Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт.
-Сегодня мы с вами поговорим о праздниках, которые почти каждый день шумят на нашей планете. Что такое праздник? Какие праздники вы знаете? Чему они посвящены? (ответы)
-Во время праздников люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие,
вязанное с семейным торжеством, трудовой деятельностью человека, сезонными изменениями в природе
ли важными для народа, страны или всего мира событиями и датами.
-В давние времена жизнь людей напрямую зависела от урожая, поэтому они должны были точно знать, когда лучше сеять и когда следует собирать урожай. Так люди стали выделять важные дни – смену теплого времени года холодным сезоном, а через много сотен лет эти важные дни превратились в народные праздники, посвященные труду и сезонным изменениям в природе.
-Какой, на ваш взгляд, самый радостный и самый известный праздник во всем
ире? (ответы). Послушайте загадку и ответьте: кто главный гость на этом празднике?
«У этого дедушки много внучат, внучата на дедушку часто ворчат:
На улице дедушка к ним пристает – за пальцы хватает, за уши дерет.
Кусается, щиплет, доводит до слез. У внуков краснеют и уши, и нос…
Но вечер счастливый приходит в году, сердитого дедушку в гости я жду.
Подарки приносит он, добрый на вид, и все веселятся, никто не ворчит».
(воспитатель вносит тростевую куклу Деда Мороза, искусственную елочку. Предлагает детям поводить хоровод и поиграть с Дедом Морозом в игру «Заморожу».)
-Каждый народ ждет на праздник доброго дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие, как в России. Например, испанским и французским
етям подарки приносит Пэр Ноэль, американским и английским – Санта-Клаус. В Узбекистане снежный дедушка Корбобо в полосатом халате и красочной тюбетейке выезжает на ослике, гостя встречает Коркыз. Кто же это? Так зовут внучку Корбобо. А татарского Деда Мороза зовут Кыш Бабай. И путешествует он не один. А с внучкой Коркызы (показывает картинки, изображающие разных Дедов Морозов, и предлагает разместить их маленькие копии на карте мира). Чтение стихов детьми:
«Снег тепло укутал лес,
Полный сказок и чудес.
Иней скрыл березок кроны
Под алмазные короны.
Спрятали под шапки лбы
Телеграфные столбы.
На зеленый бархат ели
Шубки белые надели.
Водят звезды хоровод,
Лес недвижен был, но вот…
Чудо-тройка птицей мчится,
Под санями снег искрится,
Веточки со всех сторон
Издают хрустальный звон.
Правит тройкой Дед Мороз,
На санях подарков воз.
Со Снегурочкой вдвоем
Он заходит в каждый дом.
И приносит Новый год,
И подарки раздает,
И на елке ветви сами
Загораются огнями».
-В каждой стране Новый год встречают по-своему. У каждого народа свои традиции и обычаи. Лерочка, расскажи:
«Фея Бифана-седая старушка,
Всем итальянским детишкам подружка.
Ну-ка, представь Новый год, карнавал,
Ты веселился и очень устал.
Вечером в теплой кроватке уснул,
Только ботинки поставил под стул.
Ночью Бифана тебя не встревожит –
Тихо подарок в ботинок положит…»
Например, на Кубе, когда часы бьют 12 раз, жители с каждым ударом часов
ъедают по виноградинке; в Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон; на новогоднем ужине в Венгрии обязателен жареный или шоколадный поросенок; в Иране на праздничном столе должны стоять семь блюд с кушаньями, начинающимися на букву «с». А вы попробуйте вспомнить названия блюд, начинающиеся с этой буквы (ответы). Слушаем тебя, Катюша:
«На Аляске эскимосы
Отмечают Новый год,
Когда в снежные торосы
По весне тюлень придет.
Эскимос тюленя бьет,
Значит, праздник – Новый год».
Когда мы встречаем Новый год? (ответы). Не все народы празднуют Новый год зимой. Некоторые народы празднуют весной. Так, наши соседи – народы Дагестана отмечают Новый год, который называется Навруз, в ночь весеннего равноденствия (между 21 и 23 марта). В этот день они разжигают костры и прыгают через них, готовят специальные блюда:% густую пшеничную кашу, пельмени с начинкой из яйца, пекут хлеб в форме животных. В дни Навруза обязательны народные гуляния, ярмарки.
А как в ваших семьях встречают Новый год? Какие у вас новогодние традиции? Кто хочет рассказать об этом? (ответы). Рома, тебе слово:
«У японцев еще встарь
Принят лунный календарь,
И поэтому народ
С марта счет годам ведет.
Когда ночь и день равны,
Ствол бамбука и сосны
Возле дома выставляют –
Значит, счастья всем желают».
Какими символами можно обозначить празднование Нового года? Нарисуйте их на
аших картах мира.
(На картах мира на территории России дети рисуют символы Нового года : наряженную елку, циферблат часов, серпантин, новогодние шары, свечи, фейерверк и т. д.)
-А теперь, чтобы лучше запомнить и поделиться с другими тем, что вы сегодня узнали, давайте нарисуем на карте символы новогодних традиций других народов. Какими символами можно обозначить новогодние обычаи Кубы? (циферблат и виноградная гроздь). Италии? (окно и разбитая тарелка). Венгрии? (плитка шоколада и поросенок). Ирана? (стол с семью тарелками, на которых написана буква «с»). Народов Дагестана? (костер, миска с кашей, пельмени и др.).
-В начале занятия мы с вами водили новогодний хоровод вокруг елки, а сейчас предлагаю исполнить новогоднюю песню «Бубенцы» и украсить ее звучание игрой на музыкальных инструментах.
(поддержать праздничное настроение помогает не только пение, но и веселые танцы)
-На нашей планете очень много различных праздников. Их любят все народы. Сегодня мы узнали, как Новый год отмечают в разных странах мира.
-Послушайте новогодний совет :
«Проводите старый год
От порога до ворот.
«В добрый путь», - ему скажите
И за все благодарите.
Пусть довольный он уйдет –
Старикам всегда почет,
Новый встретится ему,
Он шепнет о вас хвалу.
Чистый, юный Новый год,
С добрым чувством к вам придет.
Будет радовать весь год –
Вот такой простой расчет».