Светлана Борисова
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст синзетивен для развития всех сторон личности: познание окружающего мира, умственного развития, трудового воспитания.
Ребенок, приходя в детский сад, учится от окружающих взаимопониманию, трудолюбию, уважению.
Социально – нравственное воспитание мы начинаем с того, что ребенок познает окружающий мир, наблюдает за трудом взрослых (помощника воспитателя, воспитателя, дворника, повара и машиниста по стирке белья). В игровой форме мы это обыгрываем: «Угостим гостей фруктами и овощами», «Как кукле построить комнату?», «Кому это нужно?» (повару, доктору, «Что делает в детском саду воспитатель, помощник воспитателя, дворник?» - учат добру, заботе, вниманию – действия взрослых направлены на заботу о детях.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Главными помощниками в воспитании детей являются родители и близкие родственники ребенка. Всему чему учится ребенок в детском саду, находит понимание со стороны семьи. И мы в группе оформили уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с родителями, бабушек с внуками и старшими братьями и сестрами. Эти фотографии нам помогают в период адаптации, когда ребенку не хватает близкого человека и когда они хотят очень к мамам, бабушкам и т. д. Рассматривая эти фотографии вместе с детьми, мы объясняем, что мама и папа после работы обязательно придут за малышом, и обыгрываем эти ситуации в общении: «Как зовут меня, мою маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?».
В нашей группе живет персонаж «Степашка», который приходит к детям на занятиях, на прогулках, приходит вечером, когда забирают детей родители.
Степашка учит нас как кормить рыбок, знакомит нас с временами года (осенью, зимой, весной, летом) и что в каждое время года делают ( осенью убирают урожай: овощи, фрукты; зимой строят горки, катаются на санках, лепят снеговика; весной тает снег, по ручейкам пускают кораблики; летом загораем на солнышке, играем в песке). Помогает строить кукле комнатку, вечером с родителями рассматривает в любимой книжке картинки; поздравляет детей в день рождения; приглашает в гости к зайчику и помогает детям сделать для него подарки; на прогулке зимой показывает, как он умеет лепить снеговика. Степашка помогает и дидактической кукле Кате познакомить детей с названиями мебели, посуды, одежды, игрушек, играя с детьми в игры: «Где спрятались игрушки?», «Накроем стол для Машеньки», «В гости к куклам».
По мере того как дети взрослеют, уже многое умеют, знают и понимают, играя в кукольном уголке, сами расставляют мебель в кукольной комнате, накрывают куклам на стол, укладывают куклу спать, напевая ей колыбельные песенки; помогают в группе мыть игрушки, протирать полочки, поливать цветы, стирать кукольное белье. Для родителей в уголке мы рассказываем об успехах каждого ребенка, помещаем консультации «Маленький помощник дома», где рассказываем, какую посильную помощь может оказать ребенок в семье.
Замечательная традиция проведения семейных праздников нам помогает в проведении новогодних утренниках. Вместе с мамами, папами мы в группе наряжаем небольшую елку, где знакомим детей с елочными игрушками, разучиваем стихи о елке, о Дедушке Морозе.
Через игры учим детей вежливости и доброте. Играя в игру «Новая кукла» мы объясняем детям, что нужно заботиться о каждом ребенке в группе – «Поиграй и отдай другому», «Кукла испачкала платье» - заботимся о кукле, переодеваем ее. После завтрака, обеда, ужина мы говорим спасибо.
Проявляя заботу о взрослых, мы наводим порядок в группе и в своих шкафчиках.
Играя в сюжетно – ролевые игры развиваем у детей память, внимание, воображение, мышление и речь, приглашая в путешествие на машине, на автобусе, на поезде.
Развивая речь, мы с детьми, разучиваем русские народные потешки «Кисонька – Мурысонька», «Водичка – водичка», «Солнышко – колоколнышко», «Пастушок», «Ехал Ваня», «Сидит белка»; стихи о временах года, о птицах, стихи А. Барто «Игрушки» - и обыгрывая эти произведения в режимных моментах дня.
Показывая детям театр, мы развиваем диалогическую речь.
Развиваем мелкую моторику рук, играя в пальчиковые игры «Сорока – ворона», «Ладушки», «Капуста»; «Перешагиваем через ручейки», «По кочкам».
Играя и развивая малышей, мы способствуем познанию окружающего мира через игры, стихи, потешки, прививая детям отзывчивость, доброту, понимание – через трудовое воспитание.
Учим видеть красоту в природе, в картинах, в поделках, в окружающей обстановке – через этическое воспитание.
Развивая умственные способности на занятии, знакомя детей с сенсорными эталонами.
Принимая ребенка таким, каков он есть, развивая его природные способности и таланты, мы воспитываем у детей чувство защищенности, понимания и уважения друг к другу и к окружающим их взрослых, которое перерастает в высокое чувство любви к Родине – патриотизму.