Наталья Белобородова
Обеспечение комплексной безопасности детей в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Обеспечение комплексной безопасности детей в современном ДОУ»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Обеспечение комплексной безопасности детей в современном ДОУ» размещена в разделах
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Безопасность детей – важнейшая задача всех сфер общества, и мы, как первая ступень воспитания и обучения детей дошкольного возраста несем огромную ответственность. В новой программе Н. Е. Веракса «От рождения до школы разработан целый раздел в «
Социально – личностном развитии», он так и называется «Безопасность».
Основные разделы программы
“Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников” и их тематика.
I раздел. Ребёнок в общении с другими людьми.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ситуации насильственного поведения незнакомых взрослых.
Если чужой приходит в дом.
Самый большой друг.
II раздел. Ребёнок и природа.
Гроза.
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Съедобные и несъедобные грибы.
Насекомые.
Кошка и собака – наши соседи.
III раздел. Ребёнок дома.
В мире опасных предметов.
Электроприборы.
Безопасность.
Пожар.
Огонь – судья беспечности людей.
Служба “02”.
“Скорая помощь”.
IV раздел. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
У Мишки в гостях.
Чтобы нам не болеть.
Витаминная семья.
День здоровья.
Обучение детей правилам поведения на воде.
Поездка к морю.
V раздел. Ребёнок на улицах города.
Мы знакомимся с улицей.
Знай и выполняй правила уличного движения.
Зачем нужны дорожные знаки.
Улица города.
Знакомство с транспортом своего города.
Целевые прогулки:
пешеход,
переход,
перекрёсток,
наблюдение за работой сотрудников ГАИ.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, работы в тетрадях, рисование на различные темы. Но нужно помнить, что главное – это личный пример воспитателей и родителей.
И, чтобы понять, что такое «Безопасность», рассмотрим, несколько понятий «Опасности»
1. ОПАСНОСТЬ – это угроза человеку, его жизни и здоровью, правам и свободам, имуществу. Сама опасность подразумевает «Опасный фактор» (это форма чего – то) – явления, действия предмета, который угрожает жизни и здоровью человека. В нашей стране все воспитание построено на угрозе (не сделаешь это – не получишь этого, в отличие от Японии, где воспитание построено на стыде)
2. «Опасная ситуация» - это деятельность или процесс, когда могут начать действовать опасные факторы.
Если опасность – это угроза, то безопасность – это защищенность. В дошкольных учреждениях мы сами создаем безопасность, чтобы у нас не было неприятностей, и мы сами в полной мере отвечаем за ситуацию, кроме техногенных и природных явлений. В каждом дошкольном учреждении существует система комплексной безопасности (это план или мероприятия, направленные на все виды жизнедеятельности в детском саду), которую составляет зам. по безопасности.
По всем видам безопасности есть инструкция :
1. При организации любой прогулки
2. При проведении праздников и развлечений
3. При катании на лыжах и коньках
4. При организации экскурсий
5. При организации занятий по физкультуре
6. При работе с тканью и иголкой
Каждую инструкция доносится до воспитателя, он должен не просто подписать бумажку, но и ознакомиться с тем, что там написано. Воспитатель отвечает за каждого ребенка в группе, поэтому важно, чтобы не было очагов опасности: мебель была закреплена и удобна для детей;
Расставлена удобно, чтобы ребенок не разбился;
Воспитатель обязан в летне – осенний период обходить участок, где гуляют дети, чтобы собрать опасные предметы – камни, стекла, грибы и т. д.
Мы знаем, что до 10 лет ребенок не умеет делать выводы из чужих и своих поступков, наступает на одни и те же «грабли», поэтому взрослый работает по следующей формуле ДЕЛАЕТ САМ ---ДЕЛАЕТ СОВМЕСТНО--- И ПОТОМ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМОСТОЯЕЛЬНО. Главный виновник любой опасности для детей – это взрослый
Существует несколько форм насилия над ребенком. Чтобы знать, как защитить ребенка, мы рассмотрим эти формы.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – ЭТО явное насилие, его видно (ребенок подавлен, на теле синяки и ссадины). В дошкольном детстве в ребенке формируются навыки обращения с людьми, и если в детстве и подростковом возрасте агрессия может сопровождаться убитыми лягушками и издевательствами над животными, то во взрослом возрасте может случиться издевательства над людьми.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – в детском учреждении редкость, надо следить, чтобы ребенок не уединялся в незаметном месте один или с другим ребенком
МОРАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – присутствует в дошкольном учреждении, что это такое? Оставление ребенка без заботы и внимания (закрыли в кладовке, посадили на стул, закрыли в отдельной комнате)
ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ –
• это открытое неприятие и постоянная критика в адрес ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства – нельзя порицать публично;
• угроза в адрес ребенка, проявляется в словесной форме, без физического насилия (рот заклею скотчем, руки привяжу к ногам, не доешь – позову медсестру, она тебе сделает укол). Статья – от 3 до 5 лет.
• Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
(отойди – мешаешь; отойди – надоел ты мне; да уйди же ты – я тебя не люблю, ты грязный и противный)
• Предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
• Ложь и невыполнение взрослыми обещаний
• Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму- рисует, а вы напугали криком;
Насилие не проходит бесследно, оно обязательно скажется на физическом и умственном развитии ребенка. Это может развить нервный тик рук и глаз, энурез, различные соматические заболевания (ожирение или наоборот потеря веса. Кожные заболевания, разного рода аллергии; печальный и грустный, подавленный вид.
Мы служим детям и наша обязанность защитить ребенка от всякого рода опасностей, создать благоприятные и домашние условия пребывания его в детском саду. Мы должны быть добрыми, заботливыми, ответственными, не оставлять детей одних ни на секунду.
Существует несколько позиций - образов воспитателей, работающих с детьми, но чего в принципе недолжно быть
1. «Наседка» - вы делаете все за детей, вам кажется, что они все делают неправильно, у них ничего не получается. В этом случае у детей никогда не будут сформированы навыки самообслуживания, не вырастут самостоятельными. Ребенок со взрослым будет герой, без взрослого пропадет.
2. «Красная шапочка» - это позиция, когда педагог не видит никаких опасностей. Она беспечная, безответственная. Для нее не существует инструкций –
«в лес, так в лес», «на горку, так на горку.
3. «Мальвина» строгая, назидательная, речь не способствует передаче знаний. Совершенно не эмоциональная, не интересная для детей. Занятия шаблонные, однообразные. Дети не любят детский сад.
4. «Снежная королева» - не обучает, а зомбирует ребенка. Ни шагу право – влево. Делай так, как я сказала. Ребенок не развивается творчески, делает все по указанию (идет занятие по безопасности, ребенок хочет рассказать интересное из его жизни. Молчи, мы сейчас проходим совсем другое).
5. «Спящая красавица» - это педагог, которому не хватает жизненных сил, дети дома – дети на работе, устала. Это называется профессиональным выгоранием, педагог переходит на вербальные отношения (Коля – качает годовой). Безразличное отношение взрослого быстро передается детям, и это опасно, так как ребенок перестает видеть опасность.
6. «Карабас – барабас» - это порой незаметное физическое насилие. Если в группе работают два воспитателя, то дети будут слушать Карабаса, второму будет работать сложно. Дети жившие вне радости, вырастая ищут эту радость, а радость для него – это когда другому плохо. За физическое насилие над ребенком в нашей стране работает статья от 3 до 5 лет.
7. «Мери Поппинс» - которая выполняет все инструкции детского сада. Все делает с радостью, у которой на первом плане не программа воспитания, а любовь и ответственное отношение к детям. Воспитатель создает все условия для пребывания детей в детском саду, делает все, чтобы опасный фактор не присутствовал.
О безопасности можно говорить долго, но я хочу закончить свое выступление