Обобщение опыта работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Мария Филатова
Обобщение опыта работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

В 2008 году я закончила Зубово-Полянский педагогический колледж и мне была присвоена квалификация воспитателя дошкольного учреждения с углубленной подготовкой в области семейного воспитания и английского языка. В этом же году я была принята на работу в наш детский сад. Влившись в коллектив и вникнув в работу, я узнала, что воспитатели не только реализуют программу, по которой работает детский сад, но ещё имеют своё направление в работе с детьми, которому уделяют большое внимание при планировании работы. В данном саду уже велась углубленная работа по физкультурно-оздоровительному направлению, экологическому воспитанию, художественному творчеству и национально-патриотическому воспитанию. По совету старшего воспитателя Кидяшовой Елены Юрьевны и педагога-стажиста Трунькиной Светланы Александровны я решила изучить проблемы речевого развития детей дошкольного возраста и выявить те методы, приёмы, которые помогут повысить речевую активность детей. Старшие педагоги помогли мне подобрать необходимую литературу для изучения – вот с этого и началась моя работа по повышению речевой активности детей. Одним из направлений в моей работе является устное народное творчество. Реализацию поставленных задач я начала с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству. Совместно с Лябушевой Полиной Сергеевной был разработан проект «Единство традиций и обычаев русского и мордовского народа», который был успешно реализован. В ходе которого мы знакомили детей с традициями и обычаями русского и мордовского народа, фольклором. Заключительным мероприятием в рамках годового проекта было развлечение: «На нашей ярмарке смех да веселье». В программу были включены песни, хороводные игры, частушки, скороговорки. Также я оформила альбом, который так и называется «Устное народное творчество». В нем собраны потешки, поговорки, загадки, колыбельные и т. д. для детей дошкольного возраста. Хорошим помощником для повышения речевой активности детей служит сюжетно-ролевая игра. Мы очень хотели, чтобы дети в нашей группе играли в сюжетно-ролевые игры, так как благотворное влияние на развитие речи очевидно, поэтому мы большое внимание уделили созданию предметно-развивающей среды и игровых центров.Дети часто играли в сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Шофёры», «Почта» и др. Для всех этих игр было изготовлено оборудование и сшиты костюмы (фотоальбом прилагается).

Обобщение опыта работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

Сюжетно ролева игра "Больница"

Оборудование для сюжетно-ролевой игры "Семья"

Сюжетно-ролевая игра "Магазин"

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Сюжетно- ролевая игра "Столовая"В нашей группе имеется богатый материал для театрализованных игр: пальчиковые куклы, тряпичные куклы, атрибуты для игр, сказочные герои,вырезанные из дерева, вылепленные из слоеного теста и т. д. На родительском собрании в 2010г мы показали драматизацию родители были приятно удивлены способностям своих детей.

Стараясь активизировать речь детей в разных видах деятельности, с согласия родителей я выбрала подгруппу детей, которые посещали кружок «Funny English». Кружок проводился один раз в неделю в течение двух лет. Мной постоянно велся журнал учёта посещаемости детей, был разработан перспективный план работы на два года, согласно программе обучения дошкольников английскому языку М. В. Штайнепрайса. Основной акцент при работе с детьми делается на усвоение лексики, а не грамматики английского языка. Всё обучение велось в игровой форме, поэтому детям нравилось заниматься. Ещё на занятие «приходили» сказочные персонажи и помогали освоить новую лексику. Я часто на занятии по кружку использовала дидактические игры те же самые, что и на занятиях по развитию речи, дети улавливали аналогию в проведении игр и закрепляли в понимании лексическое значение русских слов и запоминали английские слова. На родительском собрании в 2012 г я показала родителям воспитанников праздник «К нам пришла весна», в сценарии которого были стихи, пальчиковые и музыкально-дидактические игры, как на русском, так и на английском языке. А также драматизацию сказки «Колобок» на английском языке.

Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями.Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т. д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома. За пять лет работыя не раз выступала с докладом на родительских собраниях по следующим темам: «Сюжетно-ролевая игра как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста», «Особенности речевого развития детей 4-5 лет», «Влияние художественной литературы на речевое развитие детей 5-6 лет», в уголке для родителей размещала консультации по теме работы, проводила анкетирование с родителями, оформляла папки- раскладушки. Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становились более активными, начинали осознавать важность речевого развития и помогали в изготовлении дидактического материала, который использовался на занятиях и в свободной игровой деятельности.

В 2011 и в 2012 г я выступала на августовских педагогических чтениях на темы: «Пути и средства повышения речевой активности детей старшего дошкольного возраста» и «Театрализованная деятельность, как средство повышения речевой активности детей дошкольного возраста».А также готовила доклад на круглый стол во время обучения на курсах по теме: «Английский язык и дошкольник»

В данный момент я работаю с детьми раннего возраста. Речевая функция у всех детей развита неодинаково, но 2-3 года это сензитивный период для речевого развития, поэтому свою работу по повышению речевой активности детей я веду через включение устного народного творчества (потешки, поговорки, пестушки) в режимные моменты. Дети эмоционально откликаются на ласковое к ним обращение, вслушиваются в напев колыбельных, повторяют за мной фразы и предложения, что благотворно влияет на обогащение словарного запаса. Своё направление в работе я намерена продолжать, надеюсь, что мне это удастся.

Публикации по теме:

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Визитная карточка воспитателя "Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном. Человек улучшается" - так говорили древние греки. Мои школьные годы 1985 - 1996 гг. в Чыргаландинской.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2014 в 11:43
+73Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 79.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки