Марина Сухарева
Обучение правилам этикета в детском саду в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение правилам этикета в детском саду в разных возрастных группах"
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель терпеливо, ежеминутно формирует представления своих воспитанников о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, готовя его к будущей самостоятельной жизни. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека», — писал В. Г. Белинский. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании основ человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе свободно и уверенно.
Публикация «Обучение правилам этикета в детском саду в разных возрастных группах» размещена в разделах
Ребенок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Воспитатель же должен расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе.
Поскольку в этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, следует постоянно обращать внимание воспитанников на то, что и почему хорошо или плохо. Правильным тоном общения с ребенком, безусловно, будет спокойный, доверительный, уважительный. Взаимопонимание, дружелюбие и доверительность создают наиболее подходящие условия для формирования этикетного поведения. Даже обращение к ребенку по имени имеет огромное воспитательное значение, дает ориентир на характер общения. В одних ситуациях мы обращаемся к ребенку ласково (Сашенька, Леночка, в других — строго и серьезно, как ко взрослому человеку (Александр, Елена, в третьих — просто и доверительно (Саша, Лена). Мы наблюдали за работой одной воспитательницы. Она обращалась к детям по именам. Постоянно слышалось: Таня, Петя, Светочка, Женя, Катюша, Георгий. Почему воспитательница по-разному обращалась к детям? Не было ли это следствием особого отношения к некоторым воспитанникам? Как дети относились к различию в обращении к ним? Возникшие вопросы заставляют задуматься о манере общения педагога с детьми.
Ребенок, радующийся общению с воспитателем, всегда с нетерпением ожидает встречи с ним. Сколько сведений получаешь, наблюдая за детьми, когда они утром идут в детский сад! Один и тот же ребенок к одному воспитателю спешит, торопится на встречу с ним, но к другому идти не хочет и вырывается из маминых рук, плачет, придумывает причины, по которым ему нельзя идти в детский сад. Такая ситуация — сигнал к размышлению педагога о его собственных манерах поведения и общения с детьми, о его умении позитивно воздействовать на своих воспитанников.
Необходимый настрой на этикетное поведение создает и установленный в группе порядок, выработанный совместными усилиями воспитателя и детей. Основные правила этого порядка можно сформулировать так:
проявляем к каждому из нас дружеское участие и терпение;
сопереживаем и стремимся оказать помощь друг другу;
доброжелательно воспринимаем каждого из своих товарищей;
не отказываемся от участия в играх и упражнениях;
не стесняемся своего незнания и неумения, поскольку мы собрались вместе для того, чтобы узнать и научиться;
не боимся ошибаться сами и не смеемся над ошибками других.
Все эти правила можно объединить в такое важное состояние человеческого общежития, как любовь: любовь к людям, которые окружают, и к людям вообще, любовь к животным и растениям, и к природе вообще, любовь к миру, а значит, и к жизни. Научить ребенка проявлению любви — в этом одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.
Это обучение состоит из двух этапов, наличие которых объясняется психовозрастными особенностями дошкольника.
На первом этапе, в младшем дошкольном возрасте, воспитатель дает детям первичные представления о поведенческих правилах. Он сообщает им о том, как следует поступать в ситуациях, в которых они постоянно оказываются, а именно: здороваться при встрече, говорить слова «спасибо» и «пожалуйста», обращаться к ребятам по именам, мыть лицо и руки, быть опрятным, не сорить и т. д. Для дошкольника этого возраста достаточно слова воспитателя, подкрепленного детским доверительным отношением к нему, сформированными в семейном кругу нравственными установками, восприятием мира как четкого проявления «хорошего» и «плохого» и, конечно, примером поведения самого воспитателя и других взрослых. Связь слова воспитателя и поведения взрослых людей создает у младшего дошкольника уверенность в прочности и правильности окружающего мира. Младшие дошкольники искренне признают необходимость соблюдения правил поведения, но в трудных ситуациях могут отступать от этих правил, что свидетельствует о допущенных в воспитании ошибках. Они не способны увидеть связи поведения человека и отношения к нему окружающих людей, их настроения и настроя на общение. Им недоступен анализ собственного поведения и критическое отношение к себе.
В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение эталонов поведения, что дает ребенку возможность проанализировать поведение в соответствии с общественными образцами. Дети оценивают себя в сравнении с другими людьми.
Обучение правилам этикета проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:
знание этикетного правила;
осознание его разумности и необходимости;
умение применять его практически;
эмоциональное переживание от его выполнения.
Первая стадия, вводящая правило поведения в жизнь дошкольника, является базовой, однако знание правила не всегда обеспечивает его выполнение. Чтобы этот разрыв ликвидировать, правило этикета надо сделать эмоционально привлекательным и личностно-значимым для ребенка. Следующие стадии, способствуют введению правила в сознание как необходимого для установления доброжелательных отношений людей.
Пройдя цикл обучения правилу, ребенок снова к нему возвращается, но на более высоком уровне усвоения. Например, он осваивает более широкое его применение, устанавливает связи между соблюдением правила и отношением к нему лично окружающих людей, расширяет свой
словарь новыми этикетными конструкциями. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, знал, какой поступок считается хорошим, какой нет и почему, чтобы умел и желал соблюдать поведенческое правило, чувствовал и переживал его нравственную и эстетическую основу. Когда правило приобретает для ребенка побудительную силу, тогда оно становится для него, средством овладения своим поведением, и действие по правилу становится свободным действием ребенка. Дошкольник теперь не только подчиняется контролю со стороны взрослого человека, но сам контролирует сначала действия товарищей, а потом и свои собственные, соотнося их с правилом.
Воспитатель постоянно формирует у детей этикетное поведение, т. е. правильное, нравственное, эстетичное, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Например, дети сели смотреть видеофильм, но одной из девочек не хватило стула. Что она и другие ребята станут делать? Такая реальная ситуация не должна оказаться без внимания воспитателя. Он может и сам создать подобную ситуацию. Воспитывающая ситуация, созданная педагогом, заставит ребенка искать выход из сложного положения.
Постоянное закрепление усвоенного правила и позитивная оценка поведения ребенка создают условия для осознанного и эмоционально-позитивного выбора того или иного действия и поступка.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой ребенка. Доброжелательное обращение по именам, похвала за детские успехи, победные и утешительные призы и прочие увлекающие детей приемы обучения способствуют появлению у ребенка желания обучаться правилам поведения и соблюдать их.
2. Пример взрослых (прежде всего, родителей и воспитателя).
3. Связь с семьей. Это необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований взрослых к ребенку и преемственность воспитания.
Формируя культуру поведения, воспитатель применяет различные методы. К первой группе методов мы относим методы, которые способствуют осуществлению ребенком правильных поведенческих действий:
1. Приучение. Детям дается образец поведения, например приветствие при встрече. Воспитатель становится опосредованным образцом поведения. Следует не только показать ребенку, как это делать, но и затем контролировать точность выполнения правила ребенком. В технологию приветствия включены: улыбка при встрече; взгляд открытый, направленный на лицо приветствуемого человека; громкое и четкое произнесение слов приветствия; произнесение слов приветствия стоя.
2. Упражнение. Ребенком многократно повторяется то или иное действие, например подняться со стула, улыбнуться, громко сказать: «Добрый день!» Мы добиваемся от детей осознания необходимости и разумности приветствия: настрой человека на встречу и общение, создание хорошего настроения и т. п. Проводятся упражнения не только на занятиях по этикету, но и на других занятиях, в игровой ситуации, в режимных моментах.
3. Воспитывающие (провокационные) ситуации. Воспитатель создает условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например поздороваться с посетителем, вошедшим в группу, или продолжать дело, которым в данный момент он занимается.
Ко второй группе методов мы относим методы, которые активизируют позитивные действия ребенка или предостерегают его от негативных поступков:
1. Пример для подражания. Детям необходимы наглядные образы позитивного поведения, которыми могут быть не только воспитатель и родители, но и другие люди, взрослые и дети, а также литературные и сказочные герои.
2. Поощрение. Этот способ воздействия активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Но он требует разумного применения. Поощряется только то, что действительно достойно поощрения. Надо находить позитивное начало в поведении ребенка.
3. Наказание. Оно должно применяться как можно реже, и никогда не допускается такое, которое приводит к физическому или нравственному страданию, демонстрирует неуважение к личности ребенка. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка ребенка должно быть направлено на возникновение у него, а также и у других детей желания поступать хорошо.
Третья группа методов — словесные.
1. Рассказ. Рассказывая детям реальную или сказочную историю, мы создаем у них эмоциональное восприятие поведенческих правил. Можно рассказывать смешные и грустные истории, веселые и невеселые сказки, в которых герои поступают красиво и правильно, благодаря чему устанавливают доброжелательные отношения и добиваются успеха, или совершают неправильные действия, нарушая этикет, отчего испытывают жизненные трудности. Используя литературное произведение, необходимо назвать его автора — тем самым мы воспитываем в детях уважительное отношение к авторскому творчеству. Придуманный воспитателем рассказ должен соответствовать следующим требованиям: во-первых, он должен быть оригинальным, глубоким по содержанию, достоверным и художественным, во-вторых, речь педагога должна быть правильной, красивой, эмоционально и стилистически богатой, поскольку это усиливает воздействие на ребенка, в-третьих, у истории должен быть позитивный конец: неумеха научился, незнайка узнал, поссорившиеся друзья помирились.
2. Разъяснение. Детский опыт еще невелик, и не всегда дети способны сделать правильный вывод из предложенной или создавшейся ситуации, выбрать разумное поведенческое действие. Поэтому им надо не только показывать и рассказывать, но и разъяснять, как следует поступать и почему именно так, а не иначе.
3. Беседа. В ходе беседы мы даем детям необходимые знания. Надо лишь помнить, что для дошкольника беседа не может являться единственным и первым способом познания правил поведения. Главное, беседа помогает выяснить, знают ли и понимают ли дети нормы и правила поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой из 5—8 человек, предоставляя возможность высказаться каждому ребенку. Следует учитывать и то, что дети не всегда отвечают искренно, понимая, какого ответа от них ждет воспитатель, и желая получить от него похвалу. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно ее построить.
Обучение детей правилам этикета должно вестись системно и продуманно, так как оно влияет на воспитание души ребенка, на выработку им собственной тактики поведения, которая может быть успешной или, наоборот, приносить неудачи.
Обучая дошкольников правилам этикета, мы не только формируем у них культуру поведения, но и решаем основные задачи развития речи дошкольника, а именно: воспитываем звуковую культуру речи, проводим словарную работу, формируем грамматический строй речи, ее связность при построении развернутого рассказа.
Ориентиры в обучении дошкольников правилам этикета
При обучении дошкольников правилам этикета следует руководствоваться основными положениями программ по воспитанию детей в дошкольном учреждении, а также научно-методическими работами по воспитанию культуры поведения у детей.
Поскольку тщательный и подробный анализ деятельности воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения в разных возрастных группах был дан С. В. Петериной, мы остановимся на этом лишь кратко.
В младшей и средней группах воспитатель подготавливает обучение детей правилам этикета. Приучает младших дошкольников к совместной игровой и трудовой деятельности в детском коллективе. Вводит в их жизнь простейшие трудовые действия по самообслуживанию, воспитывает культурно-гигиенические навыки, добиваясь от детей опрятности и аккуратности во внешнем облике и в быту, отрабатывает навыки культуры еды. Проводит работу по формированию у детей навыков вежливого общения и поведения, которые проявляются как в дошкольном учреждении, так и за его пределами.
В средней группе воспитатель уделяет большое внимание формированию у детей уважения к взрослым людям как близкого, так и дальнего окружения, культуры общения с ними, воспитанию бережного отношения к игрушкам, книгам, предметам, учебным пособиям. Развивает в детях способность чувствовать состояние других людей, сопереживать им, осознавать необходимость вежливого поведения. Следует обратить внимание на употребление детьми форм вежливого обращения: нужно, чтобы эти формы не выполнялись формально, а основывались на потребности ребенка. Дошкольник 4—5 лет способен осознавать свои негативные поступки, то, что он обидел товарища, огорчил маму, доставил близким людям неприятность. Возможно привлечение детей к наблюдению за поступками товарищей, воспитание негативного отношения к проступкам и позитивного — к действиям, которые дети пятого года жизни называют «хорошими» и «красивыми». Идет активная педагогическая работа, побуждающая детей к проявлению таких нравственных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, готовность помочь товарищу. Расширение трудовой деятельности дошкольников, например введение дежурства в группе, строится на формировании у них ответственности за порученное дело, стремлении
к согласованности действий, желании выполнить свое дело как можно лучше, чтобы совершить поступок, приятный товарищам, воспитателю, родителям. Дежурство по столовой способствует отработке навыков сервировки стола.
В старшей и подготовительной группах педагогическая работа по воспитанию у детей культуры поведения ведется на основе обучения их правилам этикета.
В старшей группе формируются дружеские взаимоотношения, отрабатывается привычка играть вместе и дружно, подчиняться общим интересам, требованиям взрослого и установленным правилам поведения.
В подготовительной группе происходит углубление и расширение поведенческих знаний, приобретенных детьми ранее. Углубление происходит по линии воспитания моральных чувств в отношении к людям, их деятельности, взглядам и интересам. Поскольку у шестилетнего ребенка моральные переживания проявляются достаточно сильно и связаны с оценкой как своих, так и чужих поступков, необходимо учить их обобщению, показывать им взаимосвязь нравственного отношения, этикетного правила и практического действия.
Для лучшей ориентировки в том, к чему следует стремиться в воспитании у ребенка дошкольного возраста культуры поведения, в которой проявляется его нравственный потенциал, и прежде всего любовь к людям из близкого и дальнего окружения, к миру и жизни вообще, педагог и родитель могут руководствоваться следующими основными положениями.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает, что люди создали этикет — порядок поведения, который помогает поддерживать друг с другом, хорошие, добрые отношения.
У ребенка сформирована культура внешнего вида. Он стремится к тому, чтобы всегда выглядеть опрятно, и знает, что для этого необходимо соблюдать личную гигиену (ежедневно принимать душ, чистить зубы своей зубной щеткой утром и вечером, после еды споласкивать рот, содержать в чистоте и порядке волосы и никогда не пользоваться чужой расческой, мыть руки, когда они испачкались, перед принятием пищи, после прогулки, после туалета, протирать руки увлажняющим кремом, чтобы они не были сухими и шершавыми, раз в неделю подстригать ногти, каждый день мыть ноги, уши и шею, следить за чистотой и опрятностью своей одежды и обуви.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает основные требования к подбору одежды и обуви, умеет их соблюдать. Умеет следить за опрятностью и чистотой одежды и обуви. Знает правила подбора костюма и обуви (по сезону, ежедневный и праздничный костюмы, для пребывания на улице и в помещении и т. д.). Стремится соблюдать следующее правило этикета : красиво выглядеть — значит уважать людей, которые находятся рядом.
Он также стремится к соблюдению порядка в собственном доме, в детской комнате, в уголке игрушек и на книжной полке, понимая, что игрушки, книги, предметы и вещи делают дом уютным и такой дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.
Ребенок старшего дошкольного возраста знает и соблюдает правила речевого этикета. Обращается к детям по имени, к взрослым людям по имени-отчеству, соблюдая тем самым важное правило этикета, помогающее устанавливать добрые отношения с окружающими.
Знает слова приветствия и расставания (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, до свидания, до скорой встречи, всего хорошего, умеет использовать их в соответствии с ситуацией. Знает и соблюдает последовательность приветствия и прощания: младшие первыми приветствуют старших, мужчины — женщин, мальчики — девочек, в одинаковых условиях — тот, кто вежливее; культурный человек всегда ответит на приветствие другого человека. Умеет знакомить межу собой людей, соблюдая следующие правила этикета : представляют родителям, бабушке и дедушке своих друзей, друзьям своих братьев и сестер, девочке мальчика; при знакомстве четко называют имена и фамилии.
Умеет вести беседу, терпеливо слушая собеседника и не перебивая его, отвечая на заданный вопрос спокойно, без крика; говорит товарищам и близким людям комплименты — добрые слова, раскрывающие те или иные достоинства человека; обращается к людям с просьбой, не допуская приказного и требовательного тона; всегда благодарит за помощь и услугу.
Ребенок знает и соблюдает основные правила этикета телефонного разговора: говорить вежливо и не кричать; если звонишь первым, начинать разговор со слов приветствия, обязательно представиться, т. е. назвать себя; стараться разговаривать недолго; никогда не звонить рано утром и поздно вечером; недолго (5—7 гудков) ожидать ответа на телефонный вызов; первым разговор по телефону заканчивает старший по возрасту, девочка в разговоре с мальчиком, в равных условиях — тот, кто позвонил. Ребенок понимает, что эти правила способствуют созданию доброжелательных отношений с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми.
Ребенок знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, понимая, что это способствует созданию у людей хорошего настроения и сохранности их здоровья. Вежливый человек везде и всегда старается вести себя так, чтобы не создавать неприятностей окружающим людям и себе: не толкнуть и не ударить проходящего, не сказать обидное слово незнакомому, помочь тому, кто нуждается в помощи. Знает, как принести извинения за допущенную оплошность, например: «Извините, я случайно задел вас». Знает и стремится к соблюдению основных правил поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать; не сорить и не оставлять после себя грязь; принято идти по правой стороне тротуара, дорожки, тропинки, в то время как встречные пешеходы идут слева; прохожих надо обходить слева, т. е. посередине тротуара, говоря при этом слова: «Разрешите, пожалуйста, пройти».
Знает, что мужчина, соблюдающий правила этикета, всегда помогает спутнице: несет тяжелую сумку, поддерживает спутницу, если ей трудно идти, помогает ей перейти через препятствия, оберегает ее от неприятностей, идет слева от женщины, поддерживая ее правой рукой. Но если справа от нее может возникнуть опасность, например дорога, по которой мчатся машины, то мужчина идет не слева, а справа от спутницы. Всегда слева располагается тот, кто ухаживает, справа тот, за кем ухаживают. Если идут втроем, то в середине тот, за кем ухаживают в первую очередь. Мальчик стремится вести себя как мужчина, т. е. идти слева от спутницы и помогать ей; девочка выполняет те правила, которые предписаны женщине, а именно: принимать помощь мальчика и благодарить его за помощь и внимание. Дорогу уступает младший старшему, мужчина женщине, мальчик девочке, в равных условиях — тот, кто более вежлив.
Ребенок старшего дошкольного возраста знаком с правилами поведения в общественном транспорте, в магазине, в кафе, в театре и кинотеатре, в музее и на выставке.