Докторова Татьяна Геннадиевна
Организация центров уединения в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад - первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в
коллективе, участвует в общих событиях, но при этом каждый имеет свое восприятие,
мысли, настроения и переживания. Поскольку нервная система дошкольника развивается,
его психическое состояние весьма неустойчиво. Ребёнка легко удивить, развеселить,
обидеть. Педагог должен уметь регулировать детскую эмоциональную сферу. Ведь, как
утверждают психологи, подавление эмоции способно спровоцировать невроз в его
различных проявлениях. Ребёнка ни в коем случае нельзя стыдить и тем более наказывать за
Публикация «Организация центров уединения в детском саду» размещена в разделах
проявление чувств (гнева, страха, бурное веселье и т. п., поскольку он не умеет их
контролировать в силу своего возраста.
Описание уголка уединения
Ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт маленькое по размеру пространство.
Наш уголок уединения зонируют шторы, закреплённые на карнизе. Цветовая палитра уголка
не слишком ярких тонов, освещение приглушённое. На стене наклеены фотообои «На лесной
опушке». Сказочный сюжет на фоне летней природы, пушистый коврик, подушки,
плюшевые игрушки создают ощущение домашнего уюта и комфорта. Также в уголке есть
стеллаж, где в доступе для ребят расположены игры и пособия. Ребёнок может
расположиться в уголке ковре или присесть в кресла за столик.
Среда в уголке носит развивающий характер и содержит не только красивые и
милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть, - всё наполнение уголка
побуждает дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
Наполнение уголка носит вариативный характер. Периодически меняются
атрибуты и игры, однако некоторые вещи несут свои традиции и символичность, и дети
возвращаются к ним почти ежедневно, что даёт им ощущение стабильности.
При подготовке пособий учитываются возрастные особенности дошкольников.
Игрушки, атрибуты и развивающие материалы отвечают эстетическим и гигиеническим
показателям.
Также не забываем о технике безопасности: в уголке отсутствуют острые и
легко бьющиеся предметы.
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и
пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь от этого зависит
эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Одна из задач современного дошкольного учреждения – обеспечение эмоционального
благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой
групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где воспитанник может побыть
наедине с собой, расслабиться, переработать негативные эмоции.
-Уголок уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного образования - создания благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в покое
Виды центров уединения :
«Норка» (младший возраст)
«Шатёр» (средний, старший возраст)
«Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)
Требования к уголку уединения
-Уголок уединения должен быть небольшого размера.
-Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
-Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.
Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Младший возраст:
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Старший возраст:
Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки, пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое время.
Нестандартное оборудование в уголке уединения
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
• Подушки для битья.
• Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
• «Островок примирения».
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке».
• «Коврик злости».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
• «Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
• «Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.