Приложение МААМ

Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности

Юлия Бажанова
Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие гражданской идентичности для отечественной научной

педагогики является относительно новым. Идентичность – термин из

психологии. Существует множество определений этого качества, но все они

едины в одном – это представление о самом себе, собственной истинности,

полноценности, сопричастности миру и другим людям, и все эти

компоненты, по мнению ученых – психологов, начинают развиваться в

дошкольном детстве.

Гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине,

ее народу, корням и традициям. Таким образом, гражданская идентичность –

Публикация «Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности» размещена в разделах

это соотнесение индивидом себя с обществом во всех социокультурных

измерениях: язык, менталитет, мировоззрение, культурные, социально –

политические ценности, нормы поведения. Она является устойчивым

продуктом социализации, это личная, нравственная позиция и

сопричастность к сообществу граждан одной страны на общекультурных

принципах.

Формирование основ гражданской идентичности начинается уже в

дошкольном детстве. В старшем дошкольном возрасте у ребенка

складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки,

первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и

представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и

системе отношений с другими людьми, является ключевым образованием

самосознания личности, ее идентичности. Идентичность формируется через

осознание своего имени, расовой и этнической принадлежности, родного

языка, приобщением к национальной культуре малой родины, родной

страны.

Структура гражданской идентичности включает в себя три основных

элемента:

когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной

общности,

ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к

факту принадлежности,

эмоциональный – принятие или непринятие гражданской

общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.

Наша работа по формированию основ гражданской идентичности

направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными

ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих

культурное, историческое прошлое России. Любая педагогическая

деятельность строится на взаимосвязанных этапах

Цель – формирование первичных представлений, обеспечивающих

гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста, через

все виды деятельности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Формировать :

представления о себе, других людях, о малой Родине и

Отечестве;

представления о том, что Россия – многонациональное

государство;

уважительное отношение к родному языку, как языку нации;

представления о культурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать:

толерантность и уважение к другим народам через овладение

информацией о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран

и народов мира;

развитие нравственных качеств личности ребенка через русскую

национальную культуру, фольклор, народные и государственные праздники.

Важным моментом выступает именно влияние окружающей среды на

формирование личности дошкольника, усвоения им социокультурных норм и

национальных традиций. Такой средой выступает дошкольное учреждение.

Дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт,

очень сложно установить определенные ценностные отношения с миром.

Огромное значение имеет развивающая предметно пространственная среда, –

все, что окружает ребенка, формирует его психику, мировоззрение, служит

источником знаний и социального опыта ребенка, а значит, является

значимым фактором в восприятии основ гражданской идентичности. В своей

работе мы определили следующие приоритетные области:

Социально – коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества;

освоение и усвоение правил и норм общения на правильном

языке.

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений:

о себе, других людях, объектах окружающего мира;

о малой родине и Отечестве;

о социокультурных ценностях нашего народа;

об отечественных традициях и праздниках;

о планете Земля как общем доме людей;

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов

мира.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания:

произведений искусства;

мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

стимулирование сопереживания персонажам художественных

произведений.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны

между собой логически и вместе представляют целостную картину. План

обеспечивает содержательность, определенность, управляемость. Мы

считаем, что работа по формированию основ гражданской идентичности

будет результативной, если ее реализация осуществляется через календарно-

тематическое планирование, таким образом, она будет систематической и

максимально эффективной. В разработанном нами календарно-тематическом

планировании мы охватываем все виды детской деятельности.

Взаимодействие с семьей.

Успешность любой деятельности связана с определением всех

участников процесса. Семья является социальным институтом воспитания, в

ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В

семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся

общаться. Тесное сотрудничество на доверительной основе

поможет достичь максимальных результатов. Чтобы работа с родителями не

ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы,

консультации, необходимо вовлечь их в процесс формирования основ

гражданской идентичности с помощью взаимодействия: включение

родителей и детей в общее дело – участие в спектаклях, играх, проектах,

конкурсах. В своей работе мы старались использовать различные формы.

В таких совместных видах деятельности укрепляются внутрисемейные

и детско-родительские отношения. Также одной из интересных форм

взаимодействия стала презентация семейных профессий, семейных традиций

в выборе профессий. Такой опыт формирует более глубокое представление о

мире профессий и уважения к чужому труду, труду взрослых, понимание

того, что каждая профессия важна для страны.

В современных условиях социальным и государственным приоритетом

становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности

у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний,

формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту

деятельности.

Множество определений понятия «гражданственность» сходны в том,

что под ней понимаются способности человека убежденно и ответственно

сознавать свои права и обязанности, руководствуясь ими, действовать на

пользу Родине и народу. Следовательно, гражданственность – это наивысшая

ступень развития нравственного сознания личности, которое формируется в

ходе накопления социально – нравственного опыта и является ориентиром

гражданского поведения. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность

и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее

богатства начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность

в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и

культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть

патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и

берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате

целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут

быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя»Дидактическая игра по формированию основ безопасности на воде «Можно или нельзя» Составила и изготовила воспитатель МКДОУ –детский сад № 22 г. Сегежа «Аленький цветочек» Матвеева Т. В. Цель: Формирование основ безопасности.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье»Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 ггПлан взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 19:30
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деятельности по формированию основ гражданской идентичности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бажанова (УИ 328505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД