Ольга Блинова
Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности.»
Автор: Шейкова О. А. «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39»
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеки от совершенства и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтобы в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения управлять своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты реакции в движении во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем и успехи в образовательной деятельности.
Публикация «Организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе образовательной деятельности» размещена в разделах
Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых во время образовательной деятельности, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки и лица, мимики
Основываясь на рекомендации В. Кудрявцева по организации двигательно- оздоровительных моментов в процессе образовательной деятельности и в режимных моментах, я часто использую упражнения на развитие мелких мышц руки и лица, мимики.
Описанные в предлагаемых рекомендациях нетрадиционные формы работы способны достичь наиболее значимых воспитательно–оздоровительных целей, например:
- обогащение творческого потенциала детей, развития их воображения;
- развитие осмыслённости, эмоционального равновесия в том виде деятельности, в котором задействован ребёнок;
- создание позитивного эмоционального настроя при выполнении различных видов деятельности;
- формирование значимости психических и физических возможностей, своих и чужих.
- способствуют лёгкой смене деятельности, повышению работоспособности;
Желательно, чтобы дети не только создавали и воплощали движениями своих рук определённые образы, но вживались в них, прислушивались к своим телесным и эмоциональным ощущениям. В процессе образовательной деятельности и в режимные моменты с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста я использую следующие упражнения, которые очень нравятся детям и выполняют их с большим удовольствием.
Упражнения на развитие мелких мышц руки
Развитие мелкой моторики рук имеет огромное значение для физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком музыкальных, изобразительных, конструктивных и других умений. Этот потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребёнка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал, что рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Активно передавая образы, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в будущее ребёнка.
«Лепим нежную и добрую руку». Ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. Детям предлагают «вылепить» из собственной руки (путём её разглаживания, разминания, похлопывания, обдувания и т. д.) добрую и нежную руку близкого человека- мамы, папы, дедушки, бабушки и др. Ответы на вопросы: «Какая стала твоя рука?», «Что в ней изменилось?», «На чью руку она похожа?» Это упражнение развивает воображение, формирует чувство психологической защищённости и уверенности в своих силах. Проводя с детьми это упражнение, я стала замечать, что у многих детей стало преобладать чувство веры в себя, они перестали бояться трудностей и стали уверенны, что близкие люди всегда рядом и поддержат их в любых начинаниях.
«Брызги радуги». Это упражнение развивает воображение, повышает общий физиологический тонус. Его целесообразно использовать в ходе изобразительной деятельности, музыке, ритмике.
Встряхивание расслабленных кистей в хаотичном ритме, имитирующее разбрызгивание капель краски, «обрызгивание» друг друга. Представление того, как капли краски разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Ответы на вопросы: «Куда летят брызги?», «Какого они цвета?», «Что получится, если их смешать?»
После этого упражнения дети чувствуют себя расслабленными, они выплёскивают не только скопившуюся энергию, которую некуда деть, но и готовы к новым начинаниям, за которыми последуют «великие дела» и новые открытия.
Упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики.
К сожалению, в традиционной практике образовательной деятельности в дошкольных учреждениях уделяется очень мало внимания развитию мелких мышц лица и мимики. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимике принадлежит большая роль (пение, театрализация и др., лица детей эмоционально не выразительны, зачастую скованны.
Ниже предлагается ряд упражнений, которые направлены на развитие мимики детей в ходе образовательной деятельности преимущественно музыкально-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (их допустимо использовать и вне образовательной деятельности - в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам и др.).
"Курочка и цыплята"
(мимическое упражнение для средней группы)
Это упражнение развивает воображение, делает выразительными движения всего тела.
Выполняется под чтение стихотворения Т. Волгиной:
Пошла курочка гулять,
Сочной травки пощипать.
(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п. - руки слегка раздвинуты в стороны и назад, наклоны вперед всем телом, ноги прямые, имитация пощипывания травки клювом, сосредоточенный взгляд.)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
(Легкий бег на носочках, руки-"крылья" слегка раздвинуты в стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза и рот широко раскрыты.)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
( Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: глаза прищурены, брови сдвинуты, губы округлые; указывающий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитация разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
(Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд, движения головой вниз-вверх - "цыплята" клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды : голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)
В ходе этого упражнения, некоторые дети испытывали определённую замкнутость и стеснение в своих выражениях эмоций, но при регулярном его использовании, стали более открытыми и не стеснялись показывать движения, следуя тексту стихотворения, а в дальнейшем, на утренниках и праздниках с удовольствием выступали, согласно отведённых им ролей.
"Облака"
(мимическое упражнение для старшей и подготовительной группы)
Данное упражнение помогает развить воображение, выразительность движений. Выполняется под стихотворение Н. Екимовой:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: глаза прищурены, мышцы лица слегка напряжены.)
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я в след рукой.
(Мышцы лица расслабляются, на лице появляется улыбка.)
А вот, другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
( Выражение грусти на лице: лоб сморщен, брови немного сдвинуты, уголки губ опущены.)
И, вдруг, по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
( Выражение страха: лицо напряжено, глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот - в виде буквы "о".)
А маленькое облачко
Над озером плывет,
и удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягкий,
Летим, летим со мной!
( Выражение удивления: рот и глаза широко открыты.)
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Это упражнение у большинства детей вызвало бурю эмоций: кто- то сочувствовал облачку, у кого- то оно вызвало чувство индивидуальности, неповторимости, а у кого- то даже чувство жалости, так как облако «уплыло» и его больше нет. Но в любом случае у детей есть почва для размышлений, сочинения продолжения и счастливого конца истории.
Выполняя с детьми такие нехитрые упражнения, дети получают заряд бодрости, позитива и хорошего настроения. Правильно организованные двигательно-оздоровительные моменты в ходе организованной деятельности способствует умственному, физическому и психическому развитию ребёнка. Я пришла к выводу, что такие упражнения необходимы для формирования индивидуальности, оздоровления и психологического становления личности.