Получи документы

Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста

Антонина Штых
Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста

Происходящие изменения в системе дошкольного образования - ориентация на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, создание условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка – позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Публикация «Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Не так давно самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

А что же было с теми детьми, которые выделялись из общепринятой нормы при этом не в худшую сторону, а в лучшую? В ответ на данный вопрос можно проиллюстрировать воспоминания академика А. М. Матюшкина, когда к нему обратился папа с одарённым мальчиком четырёх лет. «В ответ на мой вопрос: Не пробовали ли вы отдать ребенка в детский сад?» – папа рассказал: «Пробовали, и садик хороший нашли, и путевку с трудом, но получили. А заведующая, выслушав мой рассказ о сыне, ведь он у нас на самом деле не такой, как ровесники, и знает больше, и развивается быстрее, успокоила меня: «Не волнуетесь, он станет у нас как все. Был у нас подобный ребенок, а теперь все нормально, от других не отличается»» А. М. Матюшкин, в течение многих лет занимавшийся проблемой одаренности, отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в т. ч. и в дошкольном возрасте.

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности». Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»«одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Рассмотрим виды одаренности и различия :см. слайд

По типу предпочитаемой деятельности см. слайд

Для себя мы сделали вывод: самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, У него развита интуиция, яркость, фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.

У нас возникло множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.

На эти вопросы мы пытались искать ответы и нашли их при создании программы, когда во главе с педагогом-психологом создавали программу "Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста"

Цель нашей программы см. слайд

В соответствии с программой на первом исследовательско–диагностическом этапе работы провели анкетирование воспитателей СМ. СЛАЙД

Результаты анкетирования см. слайд

Работу над реализацией программы мы начали с повышения профессиональной компетентности и мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми. см. слайд

Сформировали нормативно-правовую базу МКДОУ ЦРР № 27 с. Хороль по работе с одаренными детьми. См. слайд

Педагогом–психологом подобран психолого-педагогический инструментарий сопровождения детей с предпосылками одарённости и с помощью воспитателей и специалистов ДОУ выявили таких детей.

Педагоги пересмотрели предметно-пространственную среду в группах, постарались сделать так, чтобы она удовлетворяла потребности детей в разных видах деятельности: игровой, музыкальной, творческой, спортивной, познавательной.

Проводилось наблюдение за детьми, прежде всего, в детских видах деятельности, для того, чтобы сделать выводы о любимых занятиях каждого ребенка.

В конце года воспитатели сделали отчет о кружковой работе, поделились опытом работы друг с другом.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми психолог составила методические рекомендации о психолого-педагогических особенностях одаренных и способных детей, а также о методах и приемах их выявления.

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводили в три этапа: см. слайд

Результат обследования детей :см. слайд

Диаграмма по выявлению видов одаренности у детей подготовительной группы выглядит

следующим образом: см. слайд

Приводим пример таблицы, которую заполняют воспитатели совместно с педагогом-психологом в старшей и подготовительной группе. Дети в этой таблице закодированы, у каждого ребенка отмечена знаком «+» способность к какому-либо виду деятельности, где ребенок участвует и какие кружки посещает.

Работа с семьей.

В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста особенно значима роль семьи. Большинство родителей пытаются помочь ребенку в раскрытии творческого потенциала, но обычно мамы и папы бывают в некоторой растерянности, не зная, как развивать способности у ребенка. Поэтому воспитатели и специалисты нашего детского сада уделяют особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребёнка с ярко выраженными способностями.

Какая работа была проведена с родителями:

• На родительских собраниях педагоги проинформировали родителей о целях, задачах и результатах выявления детей, проявивших способности в каком-либо виде деятельности;

Воспитатели глубже изучили семьи по типу, образовательному и социальному уровню, определили приоритеты родителей в области их педагогической грамотности.

Педагог-психолог провела анкетирование родителей наших воспитанников по методике «Определение склонностей ребенка».см. слайд

Это говорит о том, что у родителей поверхностные знания в этом вопросе, поэтому педагог-психолог оформила папку-передвижку для родителей по теме «Роль семьи в развитии способностей ребёнка» и оформила стенд «Наши достижения», куда поместили программу по выявлению способностей у детей, грамоты и дипломы, полученные детьми за участие в конкурсах, фотографии детей.

После проведенной диагностики Наталья Н. побеседовала с родителями о выявленных способностях у их детей, провела индивидуальные консультации в помощь родителям в поиске путей решения проблем, встречающихся при воспитании способного ребенка.

На основании диагностики педагог-психолог разработала индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка. В карте сопровождения прописаны мероприятия, рекомендованные для проведения с ребенком с течение года.

Многие родители, прислушавшись к педагогам, записали своих детей в кружки и секции в Детско-юношескую спортивную школу и Школу искусств на разные отделения.

• Некоторые родители по совету воспитателей оформили папки творческой самореализации своих детей - «Портфолио дошкольника».

Мамы и папы, и конечно бабушки, постоянно оказывают помощь в организации мероприятий спортивной, творческой и интеллектуальной направленности: олимпиада «Путешествие в Изумрудный город», «Мисс Шляпка», «День рекордов», «Рыцарский турнир», «Туристический слет дошкольников», утренники и развлечения в ДОУ, конкурс исследовательских работ.

Работа с детьми.

В начале учебного 2013-2014года воспитатели скорректировали банк данных детей с предпосылками одарённости, сформировали кружковые группы в соответствии с типом способностей, составили расписание работы кружков на год. См. слайд

Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Педагоги активизировали участие детей в конкурсах, выставках разного уровня. В течение года наши воспитанники принимали участие во всех районных конкурсах: см. слайд

В последнее время педагоги сами активно участвуют во всероссийских и международных творческих конкурсах и привлекают к участию своих воспитанников. За предыдущие 2 года дети участвовали во многих конкурсах и получили большое количество дипломов и грамот. См. слайд

В детском саду регулярно проходят сезонные праздники, утренники и развлечения. При подготовке к ним музыкальный руководитель и воспитатели совместно обсуждают, кому из детей лучше дать выучить стихи, а кто споет песню, покажет сценку. Педагоги всегда стараются привлечь к участию, даже самому небольшому, малоактивных, застенчивых детей.

В районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» воспитанники нашего детского сада принимают участие с самого его основания. Ежегодно воспитатели проводят с детьми исследовательские работы на различные темы и представляют их на суд зрителей. См. слайд

Ребята из нашего детского сада 3 года подряд участвуют в краевом конкурсе «Юный исследователь – Дальний Восток». См. слайд

Наша воспитанница Анна Т. принимала участие в Международном детском фестивале «Весенний перезвон» в г. Хуньчунь, КНР и завоевала Диплом лауреата 1 степени в номинации «Соло».

Преемственность детского сада и школы

В дошкольном учреждении уже давно ведется работа по преемственности детского сада и школы. Сотрудничество со школой дает детям новые впечатления, побуждает к новым знаниям. Выпускники нашего детского сада показывают хороший уровень подготовки к освоению программы начальной школы и адаптации к школе.

Воспитатели постоянно интересуются успехами своих выпускников и многие из них продолжают развивать свои творческие способности: мы видим своих ребят на конкурсах исследовательских работ, они участвуют в конкурсах рисунков, танцуют, поют, выступают на сценах. Некоторые наши выпускники обучаются в музыкальной и спортивной школе

Вывод: см. слайд

Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Публикации по теме:

Методика работы с художественно одаренными детьми: проблемы и поиски В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников (на примере студии раннего развития «Родничок») В последнее время резко возрос интерес к проблеме одаренности детей. Вопросами одаренности в России и за рубежом занималось много психологов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по развитию системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 19:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД