Максимова Анна
Экологический долгосрочный проект огорода на окне «В гостях у трех поросят» в средней группе
Экологический долгосрочный проект
Тип проекта:
• Исследовательский, творческий, экспериментальный;
• Групповой;
• Долгосрочный.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: с 24.02. – 30.05.2025 г.
Актуальность проекта:
Публикация «Экологический долгосрочный проект огорода на окне „В гостях у трех поросят“ в средней группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты
- Огороды на подоконнике
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры у детей, создание условий для познавательного развития детей через проектно- исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми
Этапы проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Предполагаемый результат проекта:
1. Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
2. Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
3. Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
4. Дети научаться вести наблюдения.
5. Проведут совместный садоводничекий эксперимент по посадке семян помидора из свежего томата «Черри» и «Сливовидный»
6. Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
7. Дети научатся пересаживать рассаду в открытый грунт и наблюдать за полноценным ростом растения, изучать строение растения, его цветение и плоды.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный
• определение темы;
• выявить цели и определить задачи;
• подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки, контейнеры для посадки, заготовка почвы);
• беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»
• подготовка семян.
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей:
1. Рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, горох, петрушка, укроп, лук, фасоль, кабачок, редис);
2. Посадка: лук, кабачок, огурец, помидор, перец, петунья, цинния, бархатцы, черенки комнатных цветов.
3. Опыты:
Опыт - эксперимент «Вода – растение». Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают).
Опыт – эксперимент «Солнце – лучок». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в шкаф).
Опыт – эксперимент «Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).
Дети участвовали в подготовке семян растений (огурец, бобы, фасоль) к высадке; сеяли семена зелени – укропа и петрушки, цветов (ноготки); сажали лук.
Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек.
Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в календаре наблюдений.
4. Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- отбор хороших семян от плохих;
- замачивание семян;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление;
- оформление огорода на окне;
- установка дежурства по уходу;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
- отражение результата в художественно - творческой деятельности;
- чтение детской литературы про овощи;
- отгадывание загадок про овощи.
-пересаживание рассады непосредственно в открытый грунт на грядку.
-наблюдение за ростом растений в открытом грунте.
5. Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др.
Работа с родителями
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• помощь родителей в оформлении «мини – огорода»
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
• анализ полученных результатов;
• презентация проекта «Огород на окне».
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с июня по август.
Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.
Фотоотчет этапов работы
Дидактические игры
Наблюдение за «Травянчиком»
Цель: показать, что для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.


Садоводческий эксперимент по посадке семян из свежих помидор.
Цель: уточнить представление детей о том, что растения вырастают из семян, о растении помидор и его семенах.

Посадка семян болгарского перца
Цель: Закрепить умение самостоятельно рыхлить почву и дать представление о процессе подготовки семян к посеву; познакомить с этапом роста и развития овощных культур; развивать трудовые умения и воспитывать у детей интерес к выращиванию растений из семян.
Посадка семян цветов
Цель: уточнить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, вода, почва). Закрепить процесс посадки семян цветов и технологию его выполнения. Учить детей различать семена разных цветов по внешнему виду (размер, цвет, форма)
Черенкование и их посадка в кашпо
Цель: формирование умения выращивать черенки комнатных растений
Посадка лука
Цель: воспитание желания добиваться результата, участвовать в общем деле, развитие трудового умения, вызов у детей познавательного интереса к выращиванию лука, желание ухаживать за ним
Пикировка рассады в отдельные емкости
Цель: Формирование представления о том, что для лучшего роста корневой системы и самого растения, помидорам необходима отдельная емкость и больше места.
Расширение представлений о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов.
Огород на окне «В гостях у трех поросят»


ИТОГИ: В ходе проекта у детей возник интерес к жизни и росту растений. Дети узнали, как выращивают лук и огурцы, сформировались знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет) как употребление в пищу овощей влияет на здоровье людей и как здоровое питание влияет на человека.
В процессе работы над проектом были сформированы умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами, дети научились бережно и заботливо относиться к растениям.
С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость, в процессе работы развивали любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, поговорок, пословиц об овощах, познакомиться с новыми произведениями.