Приложение МААМ

Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей (7 фото)

МаргаритаТимофеева
Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей

"На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?"

Выбор профессии — это не просто выбор работы на ближайшие несколько лет, это выбор жизненного пути.

Правильный выбор профессии может привести к удовлетворению и успеху, в то время как неправильный выбор может вызвать разочарование.

Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры.

Публикация «Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей» размещена в разделах

Например, в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды, которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями. Уже тогда во многих странах была целая система того, что сегодня назвали бы собеседованиями на профпригодность. Жрецы, воины, чиновники — все они были обязаны подтвердить способности перед вступлением в должность.

Но история по профориетированию во всем мире это отдельная история. Она претерпевала свои взлеты и падения, но в тоже время, на протяжении многих лет, существовала одна истина, чтобы на рабочих местах отсутствовала «текучка» кадров, и работа выполнялась качественно, то необходима та самая профориентация, которая открывает пути для людей.

В 1996 году Министерство труда приняло положение, в котором утверждалась важность профориентирования, как элемента общечеловеческой культуры и заботы о подрастающем поколении.

Давайте посмотрим, о чем в детстве грезили мы и чего хотят наши дети?

Исследователи выяснили, кем в детстве хотели стать жители нашей страны. А какие профессии выбирают современные дети.

Сравним?

Оказалось, каждый девятый мужчина в детстве мечтал стать космонавтом, а каждый десятый — военным. 9% опрошенных хотели работать водителями, а 8% — управлять самолетами.

По 3% мужчин в детстве мечтали освоить профессии полицейского, машиниста, врача, моряка, бизнесмена или спортсмена.

По 2% собирались работать автомеханиками, программистами, инженерами или руководителями компаний.

Что касается женщин, то в детстве каждая пятая хотела стать врачом.

Каждая шестая мечтала работать учительницей.

По 4% собирались трудиться юристом, продавцом, актрисой или дизайнером.

3% опрошенных женщин мечтали служить в армии. Столько же хотели стать певицами, поварами, стюардессами, ветеринарами или воспитателями.

По 2% женщин грезили о профессиях художницы, балерины и бухгалтера.

Я провела опрос непосредственно в трех возрастных группах: средней, старшей и подготовительной группы.

Средняя группа: дети мечтают стать: конструкторами, строителями, художниками, поварами, докторами, полицейскими, программистами.

Старшая группа: физкультурниками в д/с, воспитателями, капитанами корабля, врачами, художниками, самбистами, таксистами, медсестрами, машинистами, парикмахерами, строителями, пожарными, полицейскими, летчиками и артистками.

Подготовительная группа: учеными, офицерами, фигуристками, воспитателями, учителями, полицейскими, официантами, кондитерами, адвокатами, поварами.

И изюминка опроса!

Чиновниками! Да, да! На вопрос, что делает чиновник? Ответ был именно таким: чиновник сидит за компьютером и пишет информацию.

Какая сейчас происходит ситуация с выбором профессии у выпускников?

Одиннадцатый класс, окончание школы, впереди у ребят экзамены и поступление в профессиональные образовательные учреждения.

Выбрали ли они профессию своей мечты?

По результатам исследования у большинства учеников актуальна проблема выбора профессии.

Целых 42% опрошенных не определились с будущей сферой деятельности.

Еще 28% считают, что планировать не нужно, поскольку ситуация в мире нестабильная.

Только 30% выпускников школ знают, кем хотят стать.

Человек может считать себя гармонично развитым при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд возможно наблюдать изо дня в день.

Важно начать процесс профориентации как можно раньше, чтобы было достаточно времени на размышления и исследования.

С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности.

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё, конечно, трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Следовательно, очень важно, как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный организованный процесс.

В воспитательной работе используются разные формы, методы и приемы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

К слову сказать, на данный момент тема ранней профориентации в детском саду это мало изученная ветвь дошкольного образования, поэтому мы будем считаться первопроходцами.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации предметно-пространственной развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

В художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки.

Весь этот спектр возможностей позволит в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Еще можно добавить:

- Иллюстрации, репродукции картин, раскраски с профессиями;

-Демонстрационный материал по теме «Профессии»;

-Подбор мультфильмов, видеороликов.

Выпуск настенной газеты, с фотографиями родителей на рабочих местах

-Оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

-Изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать сами родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Можно организовать в группе мини-музей «Профессии наших родителей».

Этот вариант способствует расширению знаний о профессиях своих родных.

В музее собираются экспонаты – предметы, относящиеся к профессиям родителей детей группы.

Это могут быть атрибуты и инструменты, реальные вещи, одежда, головные уборы. Можно внести в такой музей папки с пословицами о труде, беседами, стихотворениями о профессиях, фотографиями родителей на рабочем месте.

Для мини-музея можно изготовить календарь профессиональных праздников.

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых важную роль играет установление их контактов с взрослым миром.

Системные знания о труде дают возможность детям установить связь между результатом труда и деньгами.

Именно за свой труд, взрослые получают деньги.

Поговорим, а наиболее действенных формах работы ознакомления детей с трудом взрослых это – беседы, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.

Беседа с архитектором о том, какие задачи выполняет человек, работающий в данной сфере.

Дети узнают: что архитектор — это человек, который создает наш дом красивым и удобным.

Ребята вспомнили люди еще каких профессий участвуют в постройке дома и наглядно увидели в чем заключается профессия архитектора.

Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей
Фото №1 На златом крыльце сидели царь царевич король королевич сапожник портной кто ты будешь такой Выбор профессии это не просто выбор работы на ближайшие несколько лет это выбор жизненного пути

Профессия -Фотограф

Дети познакомились с жанрами съемки, узнали некоторые правила фотографирования людей. Услышали историю фотографии, рассмотрели коллекцию фотоаппаратов.

Фото №2 Правильный выбор профессии может привести к удовлетворению и успеху в то время как неправильный выбор может вызвать разочарование Фото №3 Первые зачатки профотбора существовали ещё до нашей эры

Профессия -Мультипликатор

После мастер- класса ребята сделали вывод, что непростая это работа быть мультипликатором, размышляли о том, какие еще специалисты, помимо мультипликатора, участвуют в создании мультфильма.

Фото №4 Публикация Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей размещена в разделах Профессии

Менеджер по туризму.

Ребята узнали, что менеджер по туризму должен очень много знать о самом туризме в целом и помочь путешественнику правильно подобрать инвентарь.

Фото №5 ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии Профессии

Профессия юрист.

Юрист — это человек, который владеет информацией законодательных баз. Показ мультфильма помог детям понять, что же такое закон. На практике же, хорошим примером этому служит мультфильм Маугли, где герои мультфильма соблюдают важный закон- Закон джунглей.

В игровой форме ребята узнали, что такое купля-продажа и дарение. После беседы дети с интересом рассматривали ряд обычных, для каждого человека, документов.

Фото №6 Конспекты Ранняя профориентация дошкольников Темочки Например в Древнем Вавилоне и Китае создавались письменные труды которые связывали занятия человека с его личными качествами и умениями

В сюжетно-ролевых играх дети усваивают сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляют знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно будут брать на себя ведущую роль в играх, правильно выполнять ролевые действия, самостоятельно выбирая оборудование и игровые атрибуты.

Сюда же входят дидактические игры, настольные и словесные игры.

В последнее время утрачивается ценность труда, для молодого поколения. Признаком успешности человека молодежь считает наличие денег, а то, что деньги сложно зарабатываются, ими не осознается. Поэтому, важно приобщать детей к труду (уборка в группе, дежурство и т. д.)

Конечно же, все знания, которые дети получат, найдут отражение в их творчестве.

В завершении можно сказать так, проводимая профориентационная работа с дошкольниками позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни, с которой встретится в своей жизни каждый человек.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников»Опыт работы «Взаимодействие с родителями в вопросах ранней профориентации дошкольников» В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей
Опубликовано: 28 апреля 2025 в 00:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей» (включая файлы) размещена пользователем МаргаритаТимофеева (УИ 1948758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных