Лилия Бикмурзина
«Организация экскурсий для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход выступления:
Экскурсия - одна из важных форм организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Экскурсия рассматривается в дошкольной педагогике как особый вид занятия. Так же как и на занятии,на экскурсии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, изучается (в ходе непосредственного наблюдения дороги, движения автотранспорта и пешеходов) программное содержание одновременно всеми детьми конкретной возрастной группы. Основное отличие экскурсии от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей - непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов.
Публикация «„Организация экскурсий для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Экскурсии с дошкольниками, изучающими основы ПДД, проводятся в разное время года. Для того, чтобы экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона дошкольного заведения, выбрав варианты максимально безопасные для детей.
Основными методами, применяемыми воспитателем на экскурсии, являются фронтальное наблюдение детей и их беседа с воспитателем, инспектором ГИБДД и т. п., их сочетание. В зависимости от цели и конкретного содержания экскурсии в ходе ее обязательно предусматривается время:
а) самостоятельного наблюдения детьми дороги, движения автотранспорта и пешеходов и т. п. ;
б) движения к месту наблюдения и обратно;
в) игровых упражнений, способствующих выявлению и закреплению представлений о наблюдаемых объектах (если место наблюдения позволяет их выполнять).
Основная сложность в овладении детьми целенаправленным наблюдениям заключается в том, что дети на экскурсии сталкиваются с самыми разнообразными объектами и явлениями, в том числе и незапланированными для ознакомления. Например, детям предстоит наблюдение за многополосным движением автотранспорта, а их внимание привлек светофор. В этом случае надо поставить детей так, чтобы светофор (по возможности) не попадал в их поле зрения. Кроме того, необходимо непосредственно перед экскурсией провести короткую беседу, на которой четко обозначать объекты предстоящего наблюдения, уточнить цель наблюдения.
Воспитателю перед проведением экскурсии необходимо подготовить все необходимое оборудование (красные флажки и др., получить согласие сопровождающих экскурсантов родителей, инспектора ГИБДД или других взрослых, а также продумать план экскурсии. Обязательными пунктами плана экскурсии являются : маршрут экскурсии, последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту; перечень основных наблюдаемых объектов и вопросы воспитателя.
Перед проведением экскурсии воспитатель обязательно получает разрешение у заведующего дошкольным учреждением.
В ходе проведения экскурсии обязательно проводится отработка практических умений дошкольников, например, таких, как движение колонной по тротуару, по обочине (навстречу транспорту).
Сложность экскурсии как формы организации обучения дошкольников делают ее доступной только для детей средней, старшей, подготовительной группы. С детьми младшего возраста проводится своеобразная экскурсия внутри помещения и в пределах детского сада, их продолжительность и содержание весьма ограничены.
Экскурсия в подготовительной группе.
Тема: Наблюдение за правилами уличного движения.
Цели:
1. Углубить знания детей о правилах уличного движения.
2. Учить соблюдать правила уличного движения.
3. Учить отвечать на вопросы конкретно, грамматически правильно.
4. Воспитывать уважение к работникам милиции.
5. Развивать наблюдательность, сообразительность.
Словарная работа: регулировщик, перекресток, жезл.
Приемы: вводная часть, наглядные, художественное слово, вопросы, пояснение, указания, анализ.
Ход экскурсии:
В группе, в водной беседе сообщить детям цель экскурсии.
- Куда пойдем, зачем пойдем?
- Назовите правила поведения на улице.
Придя к перекрестку вопросы:
- Что такое улица?
- Это длинный ряд домов с правой и левой стороны, между которыми проходит дорога.
- Улица делится на тротуар и проезжую часть дороги. По тротуару ходят люди, а по дороге транспорт.
- Что такое транспорт?
- Какие виды транспорта бывают?
- Что такое специальные машины?
- Почему не сталкиваются машины?
- Потому что, водители знают правила уличного движения и знаки светофора.
- Как работает светофор?
* Если свет зажегся красный,
Значит двигаться опасно.
Желтый свет- предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
А зеленый говорит,
Проходите - путь открыт.
- Где должен переходить улицу пешеход?
- Как обозначают пешеходные дорожки?
- Почему нельзя на ходу прыгать в трамвай?
- Кто покажет путь движенью, если выйдет из строя светофор?
- Милиционер- регулировщик.
- Чем он покажет путь к движенью?
- Жезлом.
В группе проводится анализ экскурсии.
Можно прочитать рассказ: «Дядя Степа- милиционер».