Ирина Алямкина
«Осенний лес». Занятие по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области
«Познание. Формирование целостной картины мира»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Осенний лес»
Программное содержание:
Образовательная задача:
учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям;
Публикация «„Осенний лес“, Занятие по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
передавать в рисунках характерные особенности деревьев, осенней листвы, осенней погоды;
продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Развивающая задача :
развивать у детей представления о пейзажной живописи;
закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека;
о нетрадиционных видах изобразительной техники – эстамп, набрызг;
развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами, творческое мышление, коммуникативные навыки, внимание, память, любознательность, воображение, мелкую моторику.
Воспитательная задача:
воспитывать интерес и бережное отношение к природе, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе;
обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).
Интеграция образовательных областей: художественное творчество (рисования, коммуникация, здоровье, социализация, художественная литература, музыка.
Материалы и оборудование:
макеты деревьев,
письмо,
игрушка Лесовичок,
аудиозапись с голосами осеннего леса, произведения П. И. Чайковского «Времена года»;
репродукции картин художников об осени,
иллюстрации «правила поведения в лесу».
Раздаточный материал:
Бумага, гуашь, кисти мягкие № 2, 4, зубная щётка, банки с водой, салфетки.
Словарная работа: золотая, пурпурная, серебряная, теплая, холодная осень, листопад, приметы осени.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк; беседы об осени; чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Толстова, И. Бунина; рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень», книжных иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных пород деревьев; наблюдения на прогулках за отдельно растущими деревьями, сбор природного материала.
Ход НОД:
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают большой палец)
Листья рябины, (Загибают указательный палец)
Листики тополя, (Загибают средний палец)
Листья осины, (Загибают безымянный палец)
Листики дуба (Загибают мизинец)
Мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки)
- Ребята, посмотрите, какое необычное письмо принес нам почтальон. И прислал нам его хозяин леса старичок — Лесовичок. О чем же он нам пишет? Давайте прочитаем (читает письмо)
Здравствуйте, ребята!
В гости, в лес вас приглашаю
В таинственное царство,
В лесное государство!
Очень богатое царство мое,
Несет оно всем красоту, и добро, и тепло!
Мой волшебный, мудрый лес
Полон сказок и чудес.
Вот какое необычное письмо прислал нам Лесовичок. Ну, что, ребята, вы хотите попасть в осенний лес? Тогда в путь. Старичок- Лесовичок волшебник, поэтому давайте попросим его чтобы он помог нам быстрее оказаться в лесу. Закроем глазки и скажем: «Раз, два, три! Старичок-Лесовичок в лес нас приведи». (Слышны звуки леса)
Вот мы и оказались у ворот лесного царства. А кто, ребята, главные жители этого царства?
Так как мы в лесу гости, то должны правильно себя вести. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу?
Прислушайтесь к звукам леса. Почему не слышно весёлого птичьего пения?
Давайте вдохнём лесной воздух. Какой он?
А кто же делает этот воздух таким чистым и свежим?
Правильно, деревья. Они вдыхают грязный воздух, а выдыхают чистый. Посмотрите, как здесь их много.
Как же нам узнать, где какое дерево растёт? Догадливый старичок — Лесовичок приготовил для вас загадки. Если вы загадку отгадаете, тогда сразу же узнаем какое дерево перед нами.
Он стоит высокий, стройный
Лист на нём резной узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите он? (клён)
Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей -
Много-много желудей! (дуб)
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
В лесу украшение,
И снегирям, дроздам угощение (рябина)
А вот растёт ещё одно дерево, которое вы, наверное, узнаете сразу. Как оно называется? Как вы узнали, что это берёза?
Лес дарит нам волшебную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы, прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей.
А сейчас мы поиграем в игру «С какой ветки детки»
Воспитатель: Ребята, а как называются картины, на которых нарисована природа? (пейзаж). Какое время года изобразили художники на своих картинах? (осень) Осень очень красивое время года. Назовите месяцы осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Какая бывает осень?
Как же красиво в осеннем лесу. Волшебница осень очень постаралась, чтобы нарядить каждое дерево в такой праздничный наряд.
Послушайте, как я расскажу про осень.
Если листья пожелтели,
Ветер, дождик моросит,
Птицы к югу полетели,
Значит, осень к нам спешит.
Осенью нас часто посещают два гостя. Отгадайте что это за гости:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет (ветер)
Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад. Вот загадка про следующего гостя:
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле (дождь)
Лесовичок: а сможете, ли вы ребята, нарисовать волшебный осенний лес.
Воспитатель: А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом – эстамп. Что это такое эстамп? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу. А как же мы это будем делать? А вот как берем листочки и покрываем красками, а потом прикладываем на бумагу прижимаем салфеткой, получается отпечаток. Дорисуем ствол и получится у нас осенний лес.
Физ. минутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель уточняет приемы рисования. Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Осень»
По окончанию рисования деревьев (пока сохнет работа)
Кто сказал, что осень
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.
Желтые листочки
В воздухе кружат.
По стеклу дождинки
Весело стучат.
Если светит солнышко,
Можно нам гулять:
Бегать, веселиться,
Прыгать и скакать.
Если туча хмурится
И грозит дождем,
Спрячемся под зонтиком
Дождик переждем.
Пальчиковая игра «Капля раз, капля два…»
Понравилось вам играть с дождем? Давайте его нарисуем в нашем лесу.
Дети рисуют дождь. Воспитатель напоминает приемы работы в технике «набрызг».
Намочить зубную щетку, набрать на неё краску, держа её горизонтально над листом бумаги быстрыми движениями проводить пальцем по щетине по направлению к себе. Для того чтобы разместить капли дождя равномерно по всей работе необходимо перемещать щетку над всей плоскостью листа. В процессе рисования дождя звучит аудиозапись песни «Дождик».
Лесовичок предлагает детям поместить их рисунки на стенде и тогда получится один большой осенний лес в дождливую погоду.
Анализ:
Где мы сегодня были? С какими деревьями встречались? Что нового и интересного узнали? Что нарисовали? Какие способы рисования мы с вами использовали? Кому какая работа нравиться? Почему?