Ирина Гомзякова
Сценарий игры-соревнования в детском саду «Осенний марафон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщение и систематизация знаний детей об осени и ее признаках.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей об осени, об осенних изменениях в природе, о правилах поведения в природе, формировать умение давать полные ответы на вопросы, умение делать выводы;
Развивающие: Развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление;
Воспитательная: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать умение слушать и уважать мнение своих товарищей, способствовать формированию детского коллектива.
Публикация «Сценарий игры-соревнования в детском саду „Осенний марафон“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе, поиск признаков осени на участке детского сада;
беседы о животных, растениях, о правилах поведения в лесу;
чтение художественной литературы о природе;
рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, животных, птиц.
Материалы и оборудование: Венок, корзинка, желтые и красные листочки, карточки с экологическими знакам, муляжи грибов, 2 кленовых листочка, разрезанных на части, картинки (овощи, фрукты, ягоды, грибы, белый картон, засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки, клей, карандаш, фломастеры. Два диплома для награждений, маленькие открытки по числу детей. Два стола, два подноса, музыкальный центр, аудиозапись.
План мероприятия:
1. Вступительное слово ведущего (загадка, распределение по командам, знакомство с правилами игры)
2. Этапы соревнования:
• Вопросы об осени
• «Хорошо-плохо»
• Загадки об осени
• Экологические правила
• «Собери грибы».
• «Найди лишнее»
• Физминутка «Осень»
• Конкурс на внимание «Найди ошибку»
• «Собери листочки»
• «Дары осени»
• «Осенний букет»
3. Подведение итогов игры, награждение.
Ход мероприятия:
Воспитатель: — Дети, сегодня такой прекрасный день! У меня отличное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Давайте улыбнемся друг другу. Тогда и в нашей группе станет радостнее и теплей.
Дети улыбаются друг другу.
Воспитатель:
Солнышко усталое,
Скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе
Наш осенний сад,
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат.
Закружил осенний лист и упал под ноги.
Кто же золотом решил вымостить дороги?
Дети: Осень!
Воспитатель: — Да, правильно. Осень! У меня есть волшебный веночек. Кто его наденет, тот превратится в Осень. (воспитатель надевает венок и становится Осенью)
-— Какая она – осень? Опишите её… (красивая, печальная, дождливая, холодная).
-— Ребята! Предлагаю сегодня устроить игру-соревнование и узнать, кто больше знает об осени. Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды.
-— У меня в корзинке красные и желтые листочки. ( Дети берут по листочку и делятся на 2 команды: желтые и красные.)
-— За правильные ответы вы будете получать листочки. В конце нашего соревнования мы подсчитаем их и определим победителя.
-— А сейчас давайте вспомним правила игры :
1. Вопросы задаются командам по очереди.
2. Не перебивать друг друга.
3. Не подсказывать.
-— Команды готовы к игре? (Да) Приступаем к игре!
Задание 1.
-— Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-— Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Задание 2.
-— Назвать признаки осени.
Первая команда начинает ответ словами: «Хорошо, что наступила осень, потому что…» (на деревьях красивые желтые и красные листья, созрел урожай, на зиму консервируют овощи, мама купит новую теплую красивую одежду)
Вторая команда начинает ответ словами: «Плохо, что наступила осень, потому что…» (стало холоднее, улетели птицы, идет дождь)
Дети слушают вопросы внимательно, рассуждают, дополняют ответы товарищей.
Задание 3. Загадки об осени
1. Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер)
2. Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)
4. В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)
5. С ветки в речку упадет —
И не тонет, а плывет. (Лист)
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Ягоды рябины.)
7. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажи-ка нам скорей! (Туча.)
8. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
9. Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
10. Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
11. Поле чё рно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
12. Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (плащ)
Задание 4. «Экологические правила»
-— Осенью в лесу появляются грибы, созревают орехи, ягоды. Давайте вспомним, как надо и как нельзя вести себя в лесу.
Воспитатель показывает экологические знаки. Команды по очереди объясняют, что он обозначает.
Воспитатель: — Что этот знак означает?
«Нельзя в лесу разводить огонь», потому что…
«Нельзя обижать птиц и животных», потому что…
«Нельзя в лесу мусорить», потому что…
«Нельзя ломать деревья», потому что…
«Нельзя топтать грибы и ягоды», потому что…
— Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете правила поведения в лесу.
И смело можете отправляться в лес за грибами.
Задание № 5: Конкурс «Собери грибы». По моей команде вы должны за одну минуту собрать как можно больше грибов и положить их в свою корзинку. Выиграет та команда, которая соберёт большее количество грибов. Но собираем только локтями, вот так…. Понятно? (Да) Приступаем.
Задание 6. Конкурс «Найди лишнее»
Воспитатель называет четыре слова, одно из которых не подходит по тематике. Дети должны назвать это слово и объяснить, почему именно оно лишнее.
Картошка — морковка — помидор — свекла.
(Помидор лишнее слово, это не корнеплод.)
Листья — грибы — ветки — корни.
(Грибы —лишнее слово, это не часть дерева.)
Октябрь — март — сентябрь — ноябрь.
(Март —лишнее слово, это весенний месяц.)
Сорока — дятел — синица — бабочка.
(Бабочка —лишнее слово, это не птица)
Шишки — желуди — семечки — иголки.
(Иголки — лишнее слово, это не семена.)
Груздь — смородина — масленок — опята.
(Смородина — лишнее слово, это не гриб.)
Капуста — крыжовник — черника — малина.
(Капуста —лишнее слово, это овощ.)
Ромашка —- рябина — незабудка — василек.
(Рябина —лишнее слово, это дерево.)
Листопад — дождь —туман — гром.
(Листопад — лишнее слово, это только осеннее явление.)
Подберезовик —- мухомор — подосиновик — сыроежка.
(Мухомор — лишнее слово, это ядовитый гриб)
Физминутка «Осень»
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап!
(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох!
(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб!
(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел.
(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети стоя весело хлопают в ладоши)
Задание 7. Конкурс на внимание «Найди ошибку»
Ребята должны найти ошибки в предложениях.
«На моем дереве в саду растет много опят».
«Ягоды моркови очень вкусные».
«Из сливовой косточки вырастет пушистая трава».
«Кусты капусты растут по всему лесу».
«Из мухоморов очень вкусный суп».
«Репа красного цвета».
«Хлеб растет на деревьях».
«Осенью распускаются почки».
Задание 8. «Собери листочки»
На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает та команда, которая первой составит листочек из разрозненных частичек.
Задание 9. Конкурс «Дары осени»
Каждая команда получает 20 карточек с осенними дарами : картофель, маслята, черника, яблоко, морковь, помидор, свекла, малина, лисичка, клубника, груша, крыжовник, смородина, капуста, подосиновик, репа, кабачок, мухомор, слива, груздь. Они должны правильно разделить их на группы — овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Задание 10. Конкурс «Осенний букет» (коллективная работа)
Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.
Итог мероприятия
— Вот и подошла к концу наша игра. И сейчас я подведу итоги, подсчитаю ваши листочки.
Осень пересчитывает листочки, заработанные каждой командой, и объявляет победителя. Победившая команда награждается «золотым» дипломом победителя соревнования. Другая команда награждается «серебряным» дипломом участника игры. Подводит итог всего соревнования. Задает вопросы:
Осень : — Какие впечатления остались у вас от нашего соревнования?
— Что вам больше всего понравилось?
Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. Делают выводы, обобщают.
По окончании игры воспитатель хвалит детей и угощает их яблоками.
Список источников
1. Загадки об осени
https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-pro-osen.html
https://www.nnmama.ru/content/evolution/Play/zagadki_dlya_detey_pro_osen/
2. Экологические знаки (картинки)
https://yandex.ru/images/search?p=17&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&pos=512&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fimages.myshared.ru%2F6%2F713240%2Fslide_5.jpg&lr=4
3. Физминутка «Осень»
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/291-osen
4. Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?», Москва, «Гном и Д», 2000г.
5. Конкурсы Дары осени», «Найди лишнее»
https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov/konkursy-k-prazdniku-oseni-v-nachalnoi-shkole.html