Получи документы

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».

Ольга Гришкина
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».
▼ Скачать + Заказать документы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности.

Актуальность. Развитие социально-эмоционального интеллекта можно отнести к важной проблеме современности, если иметь в виду решающую роль социальных условий в становлении личности. Именно они формируют атмосферу внутреннего эмоционального благополучия ребёнка в конкретной ситуации и способствуют внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.

Публикация «„Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования“,» размещена в разделах

В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать, знакомить детей с элементами техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, способствовать приобретению навыков саморасслабления. Очень важен словесный язык чувств, который обозначает эмоциональное состояние. Называние эмоций ведёт к эмоциональному осознанию ребёнком себя, а также к развитию эмпатиии, пониманию и сопереживанию чувствам другого, что, в свою очередь ведёт к успешной социализации ребёнка, освоению навыков коммуникативного общения.

Актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

Необходимость развития социального и эмоционального интеллекта детей диктуется требованиям соответствовать высокому динамизму жизни современного общества, где качество социального взаимодействия людей во многом определяет их способность совместно находить адекватный ответ на вызовы времени. Эмоциональный и социальный интеллект – принципиально важная в современном обществе способность понимать себя и других людей и управлять эмоциями. Успешность современного человека характеризуется проектным мышлением, которое включает понимание не только предметных отношений, но и человеческих организаций, людей с их потребностями, мотивами и эмоциями. Для успешного развития люди должны иметь достаточную компетентность в сфере социального и эмоционального интеллекта.

В связи с эти проблема развития социального и эмоционального развития детей становится особо актуальной на современном этапе.

Данный факт находит свое отражение в федеральных документах. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств (ст. 64 ФЗ №273 «Об образовании»).

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС) социально – коммуникативное развитие выделено в отдельное направление.

Современное общество, государство, родители хотят видеть ребенка, который обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты.

Однако в современном обществе наблюдаются следующие проявления в поведении детей – дошкольников (недостатки в результатах) : тревожность, замкнутость, агрессивное поведение, жестокость, хулиганство, антисоциальное поведение в более старшем возрасте. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками: современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других; дети не могут разрешать конфликты, договариваться, учитывать интересы других.

Помимо «технологизации жизни» данная ситуация связана с доминированием на протяжении многих лет воспитания, направленного на интеллектуализированное поведение, способствующим «обесчувствованию». В настоящее время наше ДОУ работает по «Программе воспитания и обучения» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, которая содержит задачи, направленные на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

По нашим наблюдениям данные цели и задачи на практике достигаются не полностью. Еще меньше уделяется внимание развитию эмоционального интеллекта. Это можно объяснить следующими причинами (недостатки в основном процессе). Причинами «несостоятельности» совместной деятельности с детьми по развитию социального и эмоционального интеллекта могут быть как субъективные, так и объективные проблемы. Например, ребенок может испытывать дискомфорт, приводящий к нарушениям в эмоциональной сфере, агрессии, конфликтам и другим формам активного и пассивного протестного поведения. Или же под воздействием стрессогенных факторов ребенок начинает еще чаще болеть, что является формой пассивного поведения. В том и другом случае образование будет неэффективным. Причиной неэффективности является и объективно существующая проблема отчужденности коллективного обучения по «внешней жестко структурированной программе» отличных интересов конкретного ребенка. Еще одна причина – это невозможность «равного» обучения и воспитания, так как индивидуальные способности не равнозначны. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

• ребенок все еще воспринимается как объект формирующих воздействий взрослого человека;

• преобладание словесных методов работы (монолог взрослого);

• не применение на практике индивидуального подхода к детям, с учетом их потребностей и интересов;

•недостаточно сформированы навыки у педагогов и родителей в социально-культурной сфере;

• недостаточное взаимодействие детского сада с родителями;

Также неумение воспитателей строить субъект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, недостаточное взаимодействие с другими участниками педагогического процесса (недостатки в основном процессе).

Согласно ФГОС предлагаются следующие изменения.

Содержание дошкольного образования должно строиться на принципах:

- индивидуализации дошкольного образования, когда ребенок становится активным субъектом образования;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничества ДОУ и семьи;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастной адекватности дошкольного образования;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Спектр проблем, перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы. Но вместе с тем в практике дошкольного образования мы сталкиваемся с рядом недостатков (недостатки в условиях) несоответствие компетентности педагогов квалификационным должностным характеристикам, слабое владение и применение ИКТ, недостаточное методическое обеспечение, несоответствие образовательной среды современным требованиям. Кроме того, невнимательное отношение взрослого к ребенку (которое наблюдается в настоящее время) значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться, либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения.

Анализ недостатков в результатах, основном процессе и в условиях профессиональной деятельности в ДОУ указывает на существующие проблемы в развитии социального и эмоционального интеллекта детей.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Проблема развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является актуальной для воспитательно-образовательной работы ДОУ. Однако наблюдается явное противоречие между требованиями современного общества к воспитанникам ДОУ быть легко адаптируемыми, активно взаимодействовать с другими, строить конструктивные отношения и недооцениванием важности развития социального и эмоционального интеллекта детей. Для этого необходимо ориентироваться на системно-деятельный подход. Согласно требованиям ФГОС субъектами системно-деятельного подхода являются : дети, воспитатель, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, родители. Но проблема заключается еще и в том, что не все воспитатели имеют навык организации игровой деятельности детей в НОД, в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы представлены в виде целевых ориентиров:

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявляет свои чувства;

- старается разрешать конфликты.

У детей с достаточным уровнем развития социального и эмоционального интеллекта должны быть сформированы следующие образовательные результаты :

• сформирована потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми;

• владеет способами установления положительных контактов со сверстниками;

• имеет представления о себе, обладает положительной самооценкой;

• имеет представления о том, что все люди разные, уважает чувство собственного достоинства других людей, учитывает их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности;

• самостоятельно регулирует отношения со сверстниками в разных сферах детской деятельности (разрешение конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередность и пр.);

• испытывает доброжелательное отношение, чувство доверия к близким взрослым и сверстникам;

• распознает эмоциональные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение, понимает причину изменения состояния, видит связь между поведением взрослых и детей и их эмоциональным состоянием, выражает свои эмоциональные ощущения и переживания;

• умеет проявлять сочувствие, сопереживание, умеет оказать помощь и поддержку.

Публикации по теме:

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Работа по курсу повышения квалификации (инвариантный блок) Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 1. Новые нормативные документы, регламентирующие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гришкина (УИ 278708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД