Ольга Владимировна Шалдыбина
Особенности организации утренней гимнастики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика в ДОУ
Задачей педагогов и инструкторов по физическому воспитанию является сохранность и укрепление здоровья воспитанников. Утренняя гимнастика в дошкольном учреждении является важным компонентом двигательного режима.
Утренняя гимнастика нужна не только для пробуждения физических сил организма. В детском саду это прежде всего особенное организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Это физкультурно-оздоровительное мероприятие которое:
Публикация «Особенности организации утренней гимнастики в ДОУ» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• повышает эмоциональный тонус детей как результат «мышечной радости» от движений вместе с другими детьми;
• снимает психологическую нагрузку от разлуки с родителями;
• концентрирует внимание;
• улучшает поведение.
Главной целью утренней гимнастики является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Задачи утренней гимнастики :
1. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни;
2. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
3. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног, рук и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, укрепляя сердечно – сосудистую систему и другие физиологические функции. Все это благотворно влияет на организм ребёнка, и способствует повышению его работоспособности.
Неотъемлемым условием проведения утренней гимнастики для оздоровления детского организма является соблюдение гигиенических требований. В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака, в помещении должна быть проведена влажная уборка и проветривание, дети и взрослый в облегченной одежде. Необходимо стремиться к тому, чтобы утренняя гимнастика (за исключением сильных морозов, дождя и пр., проводилась на улице в облегченной одежде. В комплексы утренней гимнастики обязательно включаются специальные упражнения: дыхательные, корригирующие, для профилактики плоскостопия.
Нужно помнить, что активные физические нагрузки следует чередовать с отдыхом, но не с пассивным, а активным, т. е. использовать дыхательные упражнения, упражнения с меньшей физической нагрузкой.
Длительность утренней гимнастики в разных возрастных группах:
• в первой младшей труппе (2-3 года) - 4-5 минут;
• во второй младшей группе (3-4 года) - 5-6 минут;
• в средней группе (4-5 лет) - 6-8 минут;
• в старшей группе (5-6 лет) - 8-10 минут;
• в подготовительной группе (6-7 лет) - 10-12 минут.
Количество ОРУ упражнений в разных возрастных группах:
• в первой младшей группе - 3-4 упражнения;
• во второй младшей группе - 4 упражнения;
• в средней группе - 4-5 упражнений;
• в старшей группе - 5-6 упражнений;
• в подготовительной труппе - 6-8 упражнений.
Последним упражнением в ОРУ являются прыжки их дозировка различна в разных возрастных группах:
- в первой младшей группе - 3 раза по 4-5 прыжков;
- во второй младшей группе - 3 раза по 10 прыжков;
- в средней группе - 3 раза по 20 прыжков;
- в старшей группе -3раза по 30 прыжков;
- в подготовительной группе -3 раза по 40 прыжков.
Все прыжки выполняются в 3 подхода в чередовании с ходьбой.
На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной. Не менее важно эмоционально проводить гимнастику, используя различные приемы и музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.
Комплекс утренней гимнастики состоит из трех частей:
1. Часть – Разминка.
Способствует эмоциональному настою детей, разогревает их. Для этого используют разные виды ходьбы и бега, построение, перестроения, игровые упражнения. Игры малой подвижности (если утренняя гимнастика игрового типа).
2. Часть – Основная.
Она состоит из ОРУ (общеразвивающих упражнений) для разных групп мышц.
Упражнения выполняются в определенной последовательности:
1. Для мышц рук и плечевого пояса;
2. Для мышц туловища;
3. Для мышц ног.
Это могут быть игровые упражнения, музыкально – ритмическое, подвижные игры, чередующиеся по интенсивности нагрузки.
3. Часть – Заключительная.
Она включает в себя легкий, спокойный бег, ходьбу или малоподвижную игру.
Если дыхание ребенка восстановилось не полностью это не беда. Ребенок восстановит его пока идет в группу.
Комплекс утренней гимнастики расчитан на две недели, но, чтобы детям не надоело однообразие, следует вносить новые элементы и усложнения.
В младших группах воспитатели выполняют движение вместе с детьми.
В средних группах называют упражнение, кратко объясняют его (если нужно показывают, а затем подают команды для и. п. и выполнения.
В старших группах дети выполняют упражнения по названию, но иногда воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми. Это сокращает время на объяснения и увеличивает физическую нагрузку.
В подготовительных группах для выполнения отдельных упражнений можно использовать показ заранее подготовленного ребенка.
В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закрепление навыка правильной осанки.
В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.