МААМ-картинки

Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»

Елена Топоркова
Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»
▼ Скачать + Заказать документы

Обучающие задачи

1. Закрепить и обобщить знания детей о грибах, рассказать о том, к какой группе живых организмов они относятся.

2. Учить отличать ядовитые грибы от неядовитых.

3. Познакомить с особенностями внешнего вида разных грибов, обратить внимание на строение нижней части шляпки грибов – трубчатых (боровик, подберёзовик, подосиновик, маслёнок) и пластинчатых (сыроежка, груздь, волнушка, опёнок).

4. Познакомить со способами размножения грибов.

Публикация «Конспект занятия „Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами“» размещена в разделах

5. Познакомить с грибами, которые встречаются в Тамбовской области.

Развивающие задачи

1. Обобщить представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Закрепить исследовательские навыки.

3. Формировать познавательный интерес.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать вдумчивое, доброжелательное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа

Рассматривание энциклопедий о грибах. Игра в лото «Грибы» Чтение рассказов В. Зотова «Царство грибов», книги А. Плешакова, А. Румянцева «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» («Кому нужен мухомор?») Оформление фотовыставки «Грибы»

Словарь: ядовитые и неядовитые грибы, грибница, споры, плесень, дрожжи.

Материалы и оборудование: схемы растений и грибов, схема жизненного цикла гриба (на карточках, карточки с изображениями ядовитых и неядовитых грибов, изображения зверей, запасающих на зиму грибы; муляжи грибов, манка, коллекция засушенных грибов; дрожжи, плесень (заранее выращенная на овощах, лупы; ёмкость с тёплой водой, палочки для размешивания (на каждого ребёнка); Презентация «Грибы» Тамбовской области.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед обращает внимание детей на то, что сейчас осень – именно в это время в лесах растёт много разных грибов.

2. Основная часть: (2 Слайд)

Логопед задаёт детям вопросы.

- Кто из вас собирал вместе с папой и мамой грибы?

- В это время была сухая или дождливая погода?

Отмечает, что грибы чаще всего собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди; объясняет выражение «грибной дождь»

Много есть в лесу загадок,

Много тайн здесь и чудес.

Всё исследовать нам надо.

Всё, что приготовил лес…

3. Беседа о грибах.

- Что вы знаете о грибах?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

- Какой гриб вам кажется самый главный в лесу?

Дети разгадывают загадки о грибах, рассматривают муляжи.

Плотный, крепкий, статный

В шляпке бурой и нарядной,

Это – гордость всех лесов,

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали заметных

Собирай, не мешкай,

Это - … (сыроежки)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под берёзою растут.

Как их зовут? (подберёзовики)

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом –

Очень дружные сестрички,

Называемся… (лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый как Петрушка,

Ядовитый … (мухомор)

- К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? (логопед демонстрирует схемы растений и грибов) (3 слайд)

- К какому миру живой природы можно отнести грибы : к миру растений или к миру животных?

- Какие части растений вам известны?

- Есть ли такие части у грибов?

- Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А миру животных?

- Так что же такое грибы?

4. Рассказ-сказка о грибах.

Грибы – это особый, чудесный мир природы.

- Какое же это чудо? – спросите вы. Учёные утверждают, что грибы – особые живые существа : и не животные, и не растения, вот и получается, что грибы – особое лесное чудо. Ещё моя бабушка рассказывала мне такую историю. Было это в одном лесу. Принялись деревья и травы ругать грибы : «Ишь разрослись, житья от вас нет!» Обиделись грибы, да и ушли из этого леса. (4 слайд) А вот только ушли, в лесу беспорядки и начались. Раньше-то как было: опавшие листья, хвоя, ветки – всё быстро сгнивало, смешиваясь с землёй, и земля от этого становилась жирной, рыхлой, питательной. И деревья хорошо росли, и трава зеленела. А как ушли грибы, непроходимым стал лес. Осенью плотно лежат на земле опавшие листья, ветки, хвоя. Древесным корням душно стало без воздуха, и трава перестала расти – заболел лес. Тогда все поняли, что зря они грибы ругали. Без грибов пропадут они пропадом. Стали звать грибы обратно в лес : вернитесь назад, пропадаем без вас. Вернулись грибы и тут же за дело принялись: все опавшие листья, ветки, хвою оплели грибными нитями – грибницей (показывает, (5 слайд) перемололи, перемешали с землёй. Земля-то стала рыхлой и жирной. Воздух и солнечные лучи смогли проникнуть к корням. (6 слайд) Зазеленела трава, появились цветы. Лес-то выздоровел и ожил. Никто теперь не ругает грибы, все знают, что они не зря растут в лесу. Грибы делают для леса работу.

5. Подвижная игра: «Сыроежкины ловишки»

Логопед предлагает детям «сходить в лес за грибами». Проводится подвижная игра «Сыроежкины ловишки»

Двое детей – «грибники», остальные «грибы». По сигналу «грибники» «собирают грибы» (ловят детей). Пойманые «грибы» отправляются «в корзинку». Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы, как они это далали – срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?. Подчёркивает, что настоящие грибники – те, кто часто собирает грибы, - всегда соблюдают правила: они умеют собирать грибы так, чтобы не навредить природе. Знают ли дети такие правила?. Почему их нужно соблюдать?.

6. Логопед формулирует правило: (7 слайд) «При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать». «Из каких частей состоят грибы? «Дети отвечают, показывают шляпки и ножки разных грибов) Даже загадка такая есть: «Без головы, а в шляпе, одна нога и та без башмака» Шляпка на ножке – это не весь гриб, это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево (показывает модель гриба с грибницей). (8 слайд) По этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю, тонкие белые ниточки рвутся, грибница разрушается, и на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет. Посмотрите на шляпку снизу. (9 слайд) У одних грибов снизу трубочки, словно губка (рассматривают) – как у подосиновика. А у других – пластинки, словно гармошка (рассматривают) – как у сыроежки, вешенки. На этих трубочках и пластинках находятся споры – семена грибов, похожие на крупиночки (для показа можно использовать манку). Они разносятся дождём и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой – грибницей. Грибница растёт, потом на ней появляются грибы, под шляпками которых снова образуются споры, и всё повторяется (демонстрация схемы жизненного цикла гриба) (10 слайд) Если вам в лесу попадётся вялый червивый гриб-старичёк, не спешите пинать его нагой – это же кладовая будущих грибов. Наденьте шляпку гриба на ветку дерева, и когда споры в нижней части гриба высохнут, ветер разнесёт их по всему лесу. Тогда на следующий год грибов будет ещё больше». Какие ядовитые грибы вы знаете?

8. Логопед формулирует следующее правило: (11 слайд) «Опасные, ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать, их просто не нужно трогать», объясняет. «Ядовитые грибы не годятся в пищу людям (опасны, но их с удовольствим съедят лоси.

Логопед просит детей вспомнить, какие звери запасают на зиму грибы, показывает изображение (например, белки или барсука).(12 слайд) Продолжает рассказ: «Едят грибы (в том числе и несьедобные для людей) (13 слайд) сороки, лоси, олени, некоторые мыши, слизни и другие животные. Для человека мухомор – очень опасный гриб. Он красивый, но лучше им любоваться издалека, можно сфотографировать. Про мухомор говорят: «Полюбуйся, погляди да стороной обойди» А вот белки, сороки, слизни могут есть мухоморы. Для лося мухомор – лекарство. А ещё в грибах откладывают свои лечинки некоторые насекомые. Не трогать ядовитые грибы нужно и потому, что многие грибы «дружат» с деревьями. Например, все грибники знают, что маслята чаще всего растут в сосновом или еловом лесу, белые грибы – в сосновом, подосиновки – под осинами, подберёзовики – под берёзами. Грибы неспроста селятся возле разных деревьев: они «дружат» с деревьями, помогают им расти. Мухомор, например «помогает» соснам, елям, берёзам. А деревья помогают грибам получать пищу. Если в лесу не будет грибов, многие деревья будут хуже расти»

Затем логопед задаё т детям вопросы:

- Что случится, если в лесу исчезнут грибы?

- Нужны ли грибы ещё кому-нибудь кроме людей?

- Для чего нужны ядовитые грибы?

9. Педагогические ситуации:

- Вы увидели ядовитые грибы, что будете делать : растопчите, сорвёте или пройдёте мимо?

- Если вы увидели незнакомые грибы, пройдёте мимо или положите их в корзинку?

Логопед спрашивает детей, которые собирали грибы, как они это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали?

10. Исследования.

А) На Земле встречаются разные грибы, и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие, что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. (15 слайд) Плесень на варенье или хлебе – это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства, спасающие людей от смерти.

Проводится рассматривание плесени.

Б) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мама кладёт в тесто, чтобы оно поднялось, - это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают.

Проводится рассматривание и исследование сухих дрожжей. Затем дети насыпают дрожжи в ёмкость с тёплой водой (каждый в свою, размешивают и ставят на время в тёплое место.

11. Презентация «Грибы Тамбовской области» (16 – 22 слайды)

(Логопед демонстрирует детям грибы, растущие в Тамбовской области, в том числе те, которые занесены в Красную книгу).

12 Рассматривание подошедших дрожжей: дрожжевые грибы в сырой и тёплой среде «оживают»

13. Итог занятия.

Литература: О. И. Лагутенко «Зелёная книга. Занимательное природоведение»; М. Монтессори «Чудеса преображения. В лесу и на дворе»; А. А. Плешаков, А. А. Румянцев «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»; Н. А. Рыжова «Почва – живая земля: Блок занятий «Почва» и «Занятия. Природа» («Грибы бывают разными» часть 1, с. 22)

Публикации по теме:

Оформление уголка для родителей в логопедической группеОформление уголка для родителей в логопедической группе Уважаемые коллеги!В своей логопедической группе,я со своими воспитателями оформили уголок для родителей, куда вставляем информацию. Я, как.

Конкурсное мероприятие для младших школьников «Лукошко грибника» Цель: расширение и закрепление знаний воспитанников о различных видах съедобных и ядовитых грибов (Кемеровской области); развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 11:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с грибами»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Топоркова (УИ 196072) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД