Алевтина Александровна Мартынова
«От колоска до булочки». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность : Познание.
Интеграция образовательных областей : Социализация, труд, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество.
Тип: Интегрированное.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности :
• Чтение художественной литературы: сказки «Колосок», «Лёгкий хлеб», «Колобок», «Петушок и жерновцы»; рассказы: К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Дом зерна», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; стихотворения: В. Данько «Откуда хлеб пришёл», В. Степанов «Полюшко-поле», Б. Руденко «Хлеб».
Публикация «„От колоска до булочки“, Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
• Беседы: «История одного зёрнышка», «Руки человека», «Беседа о хлебе».
• Исследовательская деятельность : рассматривание и сравнение зёрен пшеницы, овса, ржи; проращивание зерна в разных условиях (чер-нозём, песок, опилки). Наблюдение, где быстрее прорастёт и будет лучше расти; превращение зерна в муку (камни, кофемолка ручная, электрическая); как муку превратить в хлеб.
• Продуктивная деятельность : оформление дидактической игры «От зерна к хлебу»; лепка из солёного теста атрибутов к игре «Магазин»; участие в конкурсе «Хлебная страна».
• Игровая деятельность : сюжетно-ролевая игра «Магазин»; дидактические игры «Разложи по порядку», «Чем пахнет магазин»; словесные игры «Вершки-корешки», «Узнай по описанию»; хороводные игры «Каравай», «Осень».
• Экскурсии: в хлебный магазин; на хлебный комбинат.
• Работа с родителями: помощь в создании банка пословиц и поговорок о хлебе и труде; изготовление атрибутов к играм; помощь в проведении экскурсий; составление словаря о хлебобулочных изделиях.
Задачи:
обучающие:
• уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб;
• сформировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
• ознакомить с профессиями людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
• ознакомить с процессом выпечки хлеба;
развивающие:
• развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы) : сравнение, анализ, умозаключение;
• учить работать с источниками информации;
воспитательные:
• воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба;
• воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.
Предварительная работа:
беседы с детьми, рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок, разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.
Материал:
колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель. Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте.
Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
Вы кто такой? — спросили дети,
Забыв на время про футбол.
Я — пекарь! — человек ответил,
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?
- А что можно сказать о мальчиках и их поступке?
- Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу?
- Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, кото-рые подскажут вам этот путь.
Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно — посев — уборка урожая — элеватор — мельница — пекарня — магазин.
Воспитатель. Чтобы испечь хлеб нужна. (мука).
- А из чего её получают? (Из зёрен)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте.
На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.
Воспитатель. Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом — длинные.)
- Вы правильно заметили, они разные. Круглые — это зерна пшеницы, длинные — ржи. Рожь и пшеница — хлебные растения.
- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (Нужно зёрна посадить в землю.)
- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив).
- Вот зёрна созрели и что с ними делают? (Убирают урожай комбайнами и везут на элеватор, на мельницу.)
- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы с вами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.
- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?
- Да, камни — это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)
- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку.
Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно.
Воспитатель. Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (Ответы детей.)
- Сейчас муку делают на больших мельницах — мукомольных заводах при помощи электричества.
- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню.)
- А в пекарне из муки что делают? (Тесто.)
- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)
Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем тесто.
Дети под наблюдением воспитателя делают солёное тесто.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)
- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин.
Дети под руководством воспитателя делают из солё ного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы.
- Славный товар мы изготовили для магазина. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.
• Хлеб — всему голова.
• Без хлеба нет обеда.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
• Хлеб – батюшка, земля – матушка.
Воспитатель. К хлебу надо относиться с уважением. Его нужно обязательно доедать. Старые люди говорят: «Оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье, силу».
- Хлеб нельзя бросать на пол, на землю. Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Ведь не зря говорят:
«Хлеб – всему голова!»