Папки-передвижки

«Ознакомление с малой Родиной как условие формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Виктория Гудим
«Ознакомление с малой Родиной как условие формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

Публикация «„Ознакомление с малой Родиной как условие формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родное село, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, своё село? Достаточно ли хорошо знаю его? Я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к родному краю, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым поселком.

Поэтому у меня возникла идея: систематизировать работу по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников, через вовлечение детей и взрослых в социально-значимую деятельность.

Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины через ознакомление с родным краем.

Задачи:

1. Изучить сущность понятия «патриотизм».

2. Определить исходный уровень формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

3. Выявить и показать всю значимость родного края в становлении гражданской позиции и патриотических чувств на практике.

4. Помочь родителям сохранить и развить познавательную активность детей в процессе совместных мероприятий (родители – дети – детский сад) для формирования активной жизненной позиции в будущем.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

Патриотизм в дошкольном возрасте есть «потребность ребенка участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира».

В работах ученых по воспитанию патриотизма детей раскрываются нетрадиционные формы работы с детьми (И. А. Агапова, М. А. Давыдова, Л. В. Логинова, формы взаимодействия с семьей (Л. А. Кондрыкинская, формы и методы приобщения детей к истории и культуре России (Г. Н. Данилина).

При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип интегративности.

Принцип историзма.

Принцип гуманизации

Принцип дифференциации.

Для реализации системы работы разработала план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней, в старшей и подготовительной группах.

Начиная работу в средней группе, поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к родному краю, я решила привлечь родителей. Еще во 2 младшей группе я предложила родителям оформить фотоальбомы «Моя семья» вместе с малышами. Теперь дети подолгу рассматривают их, с гордостью рассказывают о своих родных.

Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Моя семья веселая и дружная», «Мы умеем отдыхать!», «Семья и спорт неразделимы». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из шиповника, рябины, украшают сарафан, раскрашивают одноразовую посуду. На музыкальных занятиях знакомимся с народной музыкой, поем народные песни, играем в игры народного характера («Селезень и утица», «Солнышко-колоколнышко», «Ехал Ваня», хороводная игра «Дружочек», «Ах – вы сени», инсценируем русские народные сказки. Используем дидактические игры (задания с волшебного дерева, загадки Бабушки – загадушки, пазлы, собери картинку, сложи узор).

В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем поселке. Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, села, с удовольствием готовятся к ним, так как уже с младшей группы малыши участвуют в мероприятиях различного уровня, проводимых детским садом, ДДТ, ЦНКД, молодежным центром.

Самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

На втором этапе (в старшей группе) закрепляем знания, полученные детьми в средней группе. А так же знакомим с новой информацией : рассматриваем альбомы, открытки, составляем рассказы, заучиваем стихи, пословицы по темам: «Моя семья» «Моё село», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в селе».

В работе используются игры: строительные - «Мы строим дом», «Наш район», «Мы мостовики»; сюжетно-ролевые - «Школа», «Стадион», «Салон красоты», «Таврический театр»; подвижные - «Жмурки», «Прятки», «Салочки», «Красочки», игры-путешествия и другие.

Знакомясь с природой нашего поселка, дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудятся на участках, клумбах детского сада (проект «Красота и здоровье в мире цветов») и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «тематические маршруты» : в лес, к реке, в поле - это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели, сделать поделки, фотографии.

Мы проводим совместно с родителями тематические вечера (в рамках проекта «Я патриот своей Родины», встречи с интересными людьми, поэтами и художниками родного края). Викторины «Мое Таврическое», «Образ Мамы и Родины едины», «Природа нашего края»; конкурсы, развлечения «Мама, папа, я – дружная семья»…; «День рождения поселка»; «Кузьминки», «Осенины», «Масленница» - досуги, основанные на фольклоре.

В нашем детском саду много хороших традиций, в результате которых дети много интересного узнают о людях труда, о профессиях, о жизни поселка. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, близких, соседей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.

Тесная связь с родителями - это одно из главных условий по воспитанию патриотизма дошкольников. Родители моей группы являются не только помощниками, но и равноправными участниками процесса формирования личности ребенка.

В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, была поставлена задача, сформировать у них более точные и полные представления о своем родном поселке, его достопримечательностях, основных профессиях села, о своей малой Родине, как неотъемлемой части нашей страны – России.

Большое значение имеют тематические мероприятия «Хлеб – всему голова!», «Страусы – это интересно», «Лошадь – красота и грация».

Мы с малышами побывали в поле, где видели труд комбайнеров. С какой любовью и гордостью механизатор рассказывал о нужности своей профессии! Затем разрешил посидеть в тракторе. Детей угостили мягким, хрустящим хлебом. После этой встречи сундучок «Дары осени» пополнился стихами, загадками, рассказами, изделиями из муки, поделками из макарон.

После того как я принесла показать детям страусинное яйцо, тема следующего похода была преопределена. Благодаря спонсорам, мы попали на страусинную ферму. Беседа получилась познавательной и интересной.

Знакомый фермер пригласил ребят в конюшню. Мы были очарованы красотой и силой жеребца Ворона, изяществом лошади Маргоши. Этих коней приобрели, чтобы развести беговых скакунов, которые будут участвовать в соревнованиях, приносить победу и славу нашему селу. После этой экскурсии очень трогательно смотрелись детские рисунки, где рядом с парой лошадей появился маленький жеребенок.

Цель детско-родительского проекта «Игрушки в гостях у сказки «Колобок» была познакомить детей с историей появления народной игрушки. Дети познакомились с большим разнообразием игрушек (фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные) и способами их изготовления. На презентации проекта родители рассказывали интересные истории, связанные с игрушками из своего детства.

Большую помощь оказали опять-таки родители в посещении Центра славянской, казахской и немецкой культуры. Тема нашей встречи звучала так: «Наша Родина - Россия». Привлекательным для детей к данной теме была доступность. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо села, поэтому необходимо поощрять деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, села.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

«С чего начинать патриотическое воспитание дошкольников». Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудится на ее благо, оберегать и умножать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление с малой Родиной как условие формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
Опубликовано: 9 января 2014 в 13:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ознакомление с малой Родиной как условие формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Гудим (УИ 175631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД