Юлия Савельева
«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе с каждым годом, всё больше и больше рождается детей с отклонением в развитии, в том числе и детей с задержкой речи. У большинства детей отмечается общее моторное отставание. Еще 40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Публикация «„Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 2 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к её усвоению.
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших народных «потешках», «ладушках», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.
Чтобы попытаться решить данную проблему современности, повысить уровень собственной компетентности в работе с детьми и родителями в планирование воспитательно – образовательного процесса внесли проект «Пальчиковые игры - как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». Вид проекта: долгосрочный (декабрь – май, групповой, коммуникативный.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Формирование развития у детей речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- Активизировать и обогащать словарь;
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
Был намечен план работы:
- подбор и изучение методической литературы по данной теме;
- изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста;
- проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности и развитие мелкой моторики рук.
- создание картотеки пальчиковых игр;
- консультативная помощь родителям;
- практические задания для родителей;
- выступление на педагогическом часе по теме самообразования.
В ходе реализации проекта была проведена следующая работа: подготовлен материал для использования пальчиковых игр : большое количество природного материала: шишки, фасоль, горох, гречка и т. д., сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, гречкой и горохом; игры с прищепками; пальчиковый театр; массажные мешочки; виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, лото, бусины, пуговицы, крышки); картотека пальчиковых игр. Так же была организована работа с родителями, это индивидуальные беседы, рекомендации давать детям больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Были проведены консультации: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Примеры пальчиковых игр», «Пальчиковые игры с природным материалом». Так же проводился мастер – класс по изготовлению игр с природным материалом. Давались практические задания.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводилась во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Существует много игр и упражнений по развитию речи, мелкой моторики пальцев рук, хотелось бы пояснить: что именно развивают и формируют эти игры. Например:
Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры – шнуровки :
1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Упражнения с прищепками, бусинами - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).
Результат работы показал, что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Детки научились концентрировать своё внимание. По результатам диагностики в конце года был заметен положительный результат в продуктивных видах деятельности, в усвоении литературных произведений и игровой деятельности. Дети стали воображать и фантазировать, стали «рассказывать руками» целые истории: всё это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики привело к стимуляции развития речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия. Речевые навыки детей 1 младшей группы сформировались, но не у всех детей, что зависит от разницы в возрасте и общего развития. Обогащение родительского опыта в воспитании детей присутствовало, так как родители были заинтересованы и оказывали большую помощь в достижении поставленной нами цели. А самое главное – нам удалось добиться положительной динамики в формировании речевой моторики. Ведь не зря говорят: «Чем раньше – тем лучше!»
Список информационных источников
1. Абрамова Л. П. Орешек на ладошке. Для чтения взрослыми детям. / Л. П. Абрамова – М., 2012 г.
2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. / Е. С. Анищенкова – М. : АСТ: Астрель. 2006. – 61 с.
3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. /С. О. Ермакова - М. : Рипол классик, 2008. – 256 с.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. /О. И. Крупенчук – Спб. : Изд. Дом Литера» 2013. – 32 с.