Получи документы

«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников»

Юлия Савельева
«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе с каждым годом, всё больше и больше рождается детей с отклонением в развитии, в том числе и детей с задержкой речи. У большинства детей отмечается общее моторное отставание. Еще 40 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается большой нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Публикация «„Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников“» размещена в разделах

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 2 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к её усвоению.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В одном современном журнале попалась на глаза фраза: «В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2-3 месяца». Но почему же мы забыли о наших народных «потешках», «ладушках», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества? Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что все новое - это хорошо забытое старое.

Чтобы попытаться решить данную проблему современности, повысить уровень собственной компетентности в работе с детьми и родителями в планирование воспитательно – образовательного процесса внесли проект «Пальчиковые игры - как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». Вид проекта: долгосрочный (декабрь – май, групповой, коммуникативный.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: Формирование развития у детей речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

- Активизировать и обогащать словарь;

- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста.

Был намечен план работы:

- подбор и изучение методической литературы по данной теме;

- изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста;

- проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности и развитие мелкой моторики рук.

- создание картотеки пальчиковых игр;

- консультативная помощь родителям;

- практические задания для родителей;

- выступление на педагогическом часе по теме самообразования.

В ходе реализации проекта была проведена следующая работа: подготовлен материал для использования пальчиковых игр : большое количество природного материала: шишки, фасоль, горох, гречка и т. д., сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, гречкой и горохом; игры с прищепками; пальчиковый театр; массажные мешочки; виды игр (мозаика, пирамидки, шнуровка, лото, бусины, пуговицы, крышки); картотека пальчиковых игр. Так же была организована работа с родителями, это индивидуальные беседы, рекомендации давать детям больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Были проведены консультации: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Примеры пальчиковых игр», «Пальчиковые игры с природным материалом». Так же проводился мастер – класс по изготовлению игр с природным материалом. Давались практические задания.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводилась во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Существует много игр и упражнений по развитию речи, мелкой моторики пальцев рук, хотелось бы пояснить: что именно развивают и формируют эти игры. Например:

Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая:

1. стимулирует развитие мелкой моторики;

2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

3. помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.);

4. развивает воображение, память, мышление и внимание;

5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

6. формирует творческие способности и артистические умения знакомит с элементарными математическими понятиями.

Игры – шнуровки :

1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

4. способствуют развитию речи;

5. развивают творческие способности;

6. развивают усидчивость;

7. игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

развивают мелкую моторику;

развивают внимание;

развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

Упражнения с прищепками, бусинами - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).

Результат работы показал, что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Детки научились концентрировать своё внимание. По результатам диагностики в конце года был заметен положительный результат в продуктивных видах деятельности, в усвоении литературных произведений и игровой деятельности. Дети стали воображать и фантазировать, стали «рассказывать руками» целые истории: всё это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики привело к стимуляции развития речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия. Речевые навыки детей 1 младшей группы сформировались, но не у всех детей, что зависит от разницы в возрасте и общего развития. Обогащение родительского опыта в воспитании детей присутствовало, так как родители были заинтересованы и оказывали большую помощь в достижении поставленной нами цели. А самое главное – нам удалось добиться положительной динамики в формировании речевой моторики. Ведь не зря говорят: «Чем раньше – тем лучше!»

Список информационных источников

1. Абрамова Л. П. Орешек на ладошке. Для чтения взрослыми детям. / Л. П. Абрамова – М., 2012 г.

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. / Е. С. Анищенкова – М. : АСТ: Астрель. 2006. – 61 с.

3. Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. /С. О. Ермакова - М. : Рипол классик, 2008. – 256 с.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. /О. И. Крупенчук – Спб. : Изд. Дом Литера» 2013. – 32 с.

Публикации по теме:

Дидактические и пальчиковые игры как средство развития языковой способности детей Языковая способность - специфический психофизиологический механизм, формирующийся у носителя языка на основе нейрофизиологических.

Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2–3 лет Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей 2-3 лет Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста – предметный,.

Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Данную информацию можно использовать для работы с родителями, оформив её в папку-раскладушку. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Игры со словами для развития речи дошкольников Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний. К. Д. Ушинский. Овладение речью – важный этап в жизни ребёнка:.

Пальчиковые игры — основа развития речи у дошкольников 1 слайд Учёными была выявлена закономерность. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Пальчиковые игры — чистая выразительная речь как следствие развития мелкой моторики рук Пальчиковые игры - чистая выразительная речь, как следствие развития мелкой моторики рук. Аннотация. В данной статье говорится о необходимости.

Пальчиковые игры детей раннего развития. Для развития детей раннего возраста мы рассмотрим один из способов - Пальчиковые игры. Почему это Важно для детей и почему я заостряю на.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников»
Опубликовано: 29 августа 2016 в 17:27
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Пальчиковые игры — как основа развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Савельева (УИ 641039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД