Ирина Гончарова
Патриотическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание в детском саду
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению. Воспитывать уважение к труду разных профессий. Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять. Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать. Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании. Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Реализация целей и задач патриотического воспитания
Для того чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, педагоги и воспитатели создают взаимообусловленные и взаимосвязанные условия эффективной педагогики:
Знакомство с окружающей природой родного края, а так же ознакомление с ее характерными особенностями.
Проведение наблюдений за состоянием определенных объектов в различные времена года.
Организация земледельческого труда в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка деревьев, кустов, посев овощей или цветов.
Организация продуктивной, игровой и творческой деятельности ребенка, где он сможет проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.
Сотрудничество воспитателей и педагогов детского сада со всеми членами семьи ребенка.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей :
• экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т. д. ;
• рассказ воспитателя;
• наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
• беседы о родном городе, стране, ее истории;
• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
• прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр. ;
• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
• ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.);
• знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр. ;
• организация тематических выставок;
• участие в общественных и календарных праздниках;
• участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Патриотическое воспитание хорошо сочетается со всеми остальными направлениями государственного стандарта:
- речевое развитие (беседы, поговорки, пословицы, загадки, составление рассказов, пополнение словарного запаса);
- развитие ребенка в музыкальной деятельности, песни, народные игры, праздники, танцы народов нашего края);
- трудовое обучение (знакомство с трудом людей нашего края, экскурсии в школьный краеведческий музей, занятия в экологическом кабинете, знакомство с народными промыслами Астраханского края);
- развитие конструктивной деятельности (знакомство со знаками Солнца, Земли, Воды, постройка из строительного материала села нынешнего и будущего времени);
- развитие изо-деятельности (знакомство с народно- прикладным творчеством своего края –рисуют, лепят, создают аппликации);
- развитие элементарных естественно- научных представлений ( наш край: пески, раскаты, озера, бугры, животный и растительный мир);
- развитие экологической культуры (бережно относиться к флоре и фауне, не губить, а приумножать природные богатства);
- развитие представлений о человеке в истории и культуре (развитие социального и правового сознания у детей, развитие представлений об истории нашего народа);
- физическое развитие и здоровье (на прогулках, экскурсиях, проведение спортивных развлечений и праздников, разучивание подвижных игр);
- художественное развитие (знакомство картинами художников нашего края, стихами и песнями).
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле. Вот поэтому патриотическое воспитание дошколят через приобщение к природе и истории родного края – является одной из основных задач дошкольного учреждения.