Папки-передвижки

Сборник внеурочных занятий хоровой студии «Песня — душа народа»

Татьяна Безручко
Сборник внеурочных занятий хоровой студии «Песня — душа народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района Ростовской области

Песня — душа народа

(сборник внеурочных занятий «Хоровая студия Радуга»)

Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

2019год

Печатается по решению методического совета

Публикация «Сборник внеурочных занятий хоровой студии „Песня — душа народа“» размещена в разделах

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района Ростовской области

Песня — душа народа

(сборник внеурочных занятий «Хоровая студия Радуга»)

Автор-составитель: Безручко Татьяна Юрьевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

2019год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект занятия «Работа над двухголосием».…. 4

2. План-конспект занятия по теме «Художественный образ»…. 6

3. Конспект занятия «Там, где музыка живет»…. …. 10

4. Конспект занятия «Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»….13

5. Конспект занятия «Развитие певческих навыков…. 15

6. Конспект занятия «Весело поем»…. 18

7. Конспект занятия «Работа над дыханием и звукообразованием на начальном этапе обучения»…. 23

Конспект занятия «Работа над двухголосием»

Задачи:

1. Образовательная. Научить детей петь двухголосие. 2. Развивающая. Закрепить навык пения в унисон в хоровой партии и слышать себя в двухголосном хоре.

3. Воспитательная. Воспитание культуры хорового исполнительства, высокоразвитого вокального слуха.

План.

1. Организация урока – 3 мин.

2. Распевание – 10 мин.

3. Работа по голосам и над двухголосием на сольфеджио - 10 мин.

4. Работа над текстом произведения – 17 мин.

5. Обобщение и оценивание работы учащихся на уроке – 3 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход занятия

1. Организация занятия : отметка в журнале присутствующих, приготовление детей к занятию (ноты песни «Сапа»).

2. Распевание:

• Тянем звук на гласную «у» от ноты «до1», идем по полутоновым секвенциям вверх до ноты «до2»;

• Гласные «у», «о», «а» на стаккато - до1-ре1-до1 и т. д. по полутонам вверх до до2-ре2-до2;

• Слоги «ма-мэ-ми-мо-му» на одном звуке от «до1» до «ре2»;

• Слоги «ми-и, йа-а» от «ля1» по гамме вниз, начало каждой гаммы на полутон выше до Фа-мажора («фа2»);

• Слоги «ми» и «йа» чередуя – на стаккато по мажорному трезвучию и по мажорному квартсекстаккорду и на легато по этим же аккордам - от «ля малой» по полутонам до «ля-бемоль1»;

• Слоги «ми-и-и, йа-а-а» на легато – ля1-си1-ля1 по гамме вниз, начало каждой гаммы на полутон выше до Ре-мажора («ре2»);

Гаммы: от До-мажора («до1») до Фа-мажора («фа1»);

Упражнение на слух: «целый тон вверх поем, целый тон вниз поем, лишь полтона вверх поем, лишь полтона вниз поем» от разных звуков первой октавы.

3. Работа по голосам и над двухголосием на сольфеджио:

• повторение песни «Сапа» на сольфеджио по партиям с дублированием педагога партий на инструменте, с игрой педагогом другого голоса, а работающая партия поет a cappella – работа над чистым интонированием, высокой позицией звука, над слышанием себя в партии;

• повторение песни на сольфеджио двухголосно с дублированием педагога партий на инструменте и a cappella – работа над сохранением чистой интонации, над выделением тем в голосах, над строем двухголосия.

4. Пение со словами: a cappella (с частичным дублированием педагога партий на инструменте, с фортепианным сопровождением, в сдержанном и в более подвижном темпах:

• работа над дикцией, чистым и ритмичным пением распевов, скачков; динамикой во фразировках, характером песни;

• работа над пением вокализа в песне – над интонацией, высокой позицией звука в партиях.

5. Исполнение детьми песни, оценка педагога исполнения детей двухголосия.

6. Домашнее задание: повторять свою партию на сольфеджио и со словами.

План-конспект занятия по теме «Художественный образ»

Тема занятия : «Художественный образ».

Цель занятия : Систематизировать навыки исполнительской выразительности.

Задачи: 1. Закрепить понятия тембр, динамика, темп, интонация, размер, ритм, гармония как средства музыкальной выразительности для создания художественного образа.

2. Развивать у учащихся навык выразительного исполнения хорового произведения.

3. Работать над ансамблем между хоровыми партиями, чуткой реакцией на дирижерский жест.

4. Воспитывать у учащихся чувство правильного, красивого и

выразительного пения.

5. Активизировать интерес к процессу совместного творчества –

Коллективному вокальному музицированию.

Методы работы: - словесный - объяснение педагогом, диалог;

- наглядный – личный показ педагогом, дидактические материалы (мультимедиа, аудио-файлы);

- практический – применение детьми теоретических знаний на практике.

Методические приё мы:

- применение индивидуального подхода, наблюдение за работой учащихся на занятии, опрос групповой и индивидуальный;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- вариативность заданий при повторении упражнений;

Оборудование: музыкальный инструмент фортепиано, хоровые партитуры и сборники, стулья по количеству учащихся, экран, мультимедиа, аудио-файлы, ноутбук.

План занятия :

I. Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся

б) сообщение темы занятия

II. Подготовительный этап

1. Дыхательные упражнения.

2. Вокально-хоровые упражнения.

III. Основная часть.

1. Работа над художественным образом в хоровых произведениях.

IV. Заключительная часть

1. Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

2. Оценка учащимся. Цели и задачи к следующему занятию.

Ход занятия:

Этап Содержание

Частная задача время Музыкальный материал

I 1. Приветствие.

2. Сообщение темы занятия.

Настроить учащихся на коллективную работу 1-2 мин.

II 1. Дыхательная гимнастика:

«Насос», «Лыжи», «Бабушкин пирог».

2. Распевание:

-«закрытым ртом»,

-«ма-ме-ми-мо-му»,

-«мя-а-ми-я»,

-«да-де-ди-до-ду»

-«Ми-и-и»

-«Мы перебегали берега»

-«Че-о-че-о»

-«Хитрая мышка»

1. Подготовка дыхательного аппарата:

- активный вдох, ровный спокойный выдох.

2 .Подготовка артикуляционного, голосового аппарата:

-звуковедение,

-ровность дыхания,

- фразировка,

- внутреннее движение,

-ритмическая пульсация,

-атака звука,

-цепное дыхание,

-реакция на дирижерский жест 7-10 мин 1. «Регтаймы» Джоплин,

«Польки» Рахманинов, Глинка, «Марши» Дунаевского.

2. Попевки по полутонам вверх и вниз(C, Cis….)

«Хитрая мышка» канон

III 1. «Уж ты прялица»

- исполнение a capella;

- анализ исполнения;

- беседа о средствах музыкальной выразительности;

- исполнение по дирижерскому жесту.

2 «Утренняя серенада»

-беседа о произведении

(эпоха, стиль и т. д.);

- прослушивание аудио материала,

- ритмические особенности,

- гармония,

-исполнение по партиям сложных интонационных элементов,

- исполнение на два голоса,

- концертное исполнение

3. «Русские пейзажи»

-беседа об авторах

(композитор, поэт)

- роль исполнителя,

- роль дирижера,

-концертное исполнение.

1. Работа над исполнительской выразительностью:

- интонация,

- ритм,

- темп,

-динамика.

2. Работа над художественным образом:

-тембр,

-унисон в партии,

-звуковедение, фразировка

-куплетная форма,

-связь с текстом,

-связное и мягкое исполнение скачков.

-дикционный ансамбль

3. Работа над ансамблем:

- ритмический ансамбль в партиях,

- темповой ансамбль,

-динамический ансамбль,

-ансамбль в партиях,

- дирижер, хор, пианист.

25-30 мин 1. «Уж ты прялица» русская народная песня

2. «Утренняя

серенада»

Ф. Шуберт

3. «Русские пейзажи»

М. Р. Раурхвергер

IV Подведение итогов:

1. Оценка успешности, поощрение учащихся.

2. Перспективы. 1. Проанализировать исполнительскую деятельность.

2. Поставить дальнейшие цели и задачи 2-3 мин

План занятия.

I.Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Сообщение темы и задач.

II. Подготовительный этап.

1. Дыхательная гимнастика:

а) «Насос»,

б) «Лыжи»,

в) «Бабушкин пирог»

2. Вокально-хоровые упражнения :

-«закрытым ртом»,

-«ма-ме-ми-мо-му»,

-«я-а-ми-я»,

-«да-де-ди-до-ду»

-«Ми-и-и»

-«Мы перебегали берега»

-«Че-о-че-о»

-«Хитрая мышка»

III. Основной этап.

1. «Уж ты прялица»

- исполнение a capella;

- анализ исполнения;

- беседа о средствах музыкальной выразительности;

- исполнение по дирижерскому жесту.

2 «Утренняя серенада»

-беседа о произведении

(эпоха, стиль);

- прослушивание аудио материала,

- ритмические особенности, гармония,

-исполнение по партиям сложных интонационных элементов,

- исполнение на два голоса,

- концертное исполнение

3. «Русские пейзажи»

-беседа об авторах

(композитор, поэт)

- роль исполнителя,

- роль дирижера,

-концертное исполнение.

IV. Итоговый этап.

Подведение итогов:

1. Оценка успешности, поощрение учащихся.

2. Перспективы.

Конспект занятия «Там, где музыка живет»

Тема: «Там, где музыка живет»

«Нетрадиционные формы обучения в вокально-хоровой студии «Настроение»

Цель: Проверка и закрепление знаний. Практическое использование музыкальной грамоты, навыков, вокально-хорового пения, знаний мировой художественной культуры.

Задачи: обучающая - расширение и закрепление знаний об отечественной

и мировой культуре, стимулирование интереса к искусству, литературе

развивающая - развитие творческих способностей: умение оценивать, размышлять, анализировать музыкальные произведения

воспитательная - формирование художественного вкуса, любви к музыкальному искусству, воспитание слушателя.

Форма занятия : - п у т е ш е с т в и е.

Ход занятия:

Педагог: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в интересный путь! Хотите попутешествовать?

Дети: Да!

Педагог: Тогда вперед, нас ждут интересные встречи с музыкальным искусством. Итак, вперед туда, где живет музыка! Наше путешествие не будет простым, чтобы попасть во все разделы нужно иметь с собой запас знаний, т. к. у нас на пути будут встречаться зашифрованные слова, отгадать и объяснить - главная наша задача. Только так мы сможем отправиться дальше в путь. Справитесь?

Дети: Да!

Педагог: Ну, тогда вперед!

Ребята подходят к инструменту. На крышке фортепиано находится зашифрованное слово, нужно вписать пропущенные буквы. Самый древний музыкальный инструмент

(Голос)

Педагог: Верно, это голос, а для того чтобы можно было исполнять, нужно настроить музыкальный инструмент. Дети расселись (дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой) Распевание.

Педагог: Молодцы! Я думаю нам можно отправиться дальше. (Дети подходят к сцене). Предлагаю отправиться в путь на автомобиле! Звучит песня «Папа купил автомобиль» муз. А. Пугачевой, сл. Ю. Энтина

(На сцене находится уголок старого мастера. На столе среди стружек - музыкальные инструменты – скрипка и флейта)

Педагог: Ребята!. Что же это за место похоже на мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты. Услышать как звучит один из них мы можем только разгадав загадку: (на каком инструменте играл легендарный Орфей, причем нужно вспомнить старинное название этого инструмента)

Как только дети разгадали название, на сцене появляется музыкант. Он держит в руках флейту. Слушание

Педагог: Давайте послушаем, какую мелодию играл Орфей для своей возлюбленной. Послушайте и скажите, какие чувства эта музыка пробуждает в вашем сердце? О чем говорит музыка?

(Звучит З. В Глюк "Мелодия") фортепиано - Корж Т. А., флейта- Дубовик Л. П.

Педагог: Я готова услышать ваши впечатления

Дети: Эта музыка очень волнительная, чувствительная, плавная, но в то же время очень печальная.

Педагог: Верно, вы все помните, чем закончилась эта история?

Дети: Когда Орфей стал вести Эвридику из царства тьмы, он не выполнил главного условия - не оглядываться назад. Сердце Орфея переполняли чувства, он оглянулся и Эвридика растаяла для него навсегда. Но осталась музыка, которую донес, до нас композитор З. В. Глюк, он написал первую оперу "Орфей".

Педагог: Я ваше внимание хочу обратить на то, что руки человека могут творить замечательные инструменты, но как вы думаете, только ли руки участвуют в создании музыки? Как рождается музыка?

Дети: Конечно, музыкант рождает звуки в своем сердце, а потом переносит их на нотный лист, а после исполняет на музыкальном инструменте.

Педагог: Верно, я вас всех прошу запомнить выражение «Музыка рожденная сердцем».

(учитель подводит ребят к новому стенду).

На стенде расположены картины в 3-х цветовых тонах: красный, голубой, желтый.

Педагог: Ребята! а не свернули ли мы с пути? А какая связь между музыкой и живописью? Ведь картины не умеет ни петь, ни разговаривать? Давайте разгадаем слово: Чем пользуется художник, чтобы пере дать настроение в своей работе, картине? /Краски/

Педагог: Давайте посмотрим на нашу выставку и проанализируем цветовые решения художников, Какими цветами пользуются художники, когда хотят изобразит море? /голубой, синий/ А скажите, бывает ли море желтым, золотым? /Бывает, если в нем отражается лунная дорожка/

А какого цвета будет больше, если мы рисуем осень? / желтого/

Педагог: Все верно, выбор того или иного цвета зависит от восприятия человека, от настроения, внутреннего мира художника.

Пение произведения.

Педагог: А сейчас я прошу вас пройти на ваши места, мы попробуем поработать над нашим произведением: муз. Р. Паулс сл. Аспазии "Колыбельная". Мы не зря говорили сейчас о картинах, красках, а чем пользуется музыкант, чтобы передать настроение произведения

Дети: Звуком.

Педагог: Верно. Музыкант тоже может придать звучанию различные оттенки

Ребята исполняют по партитуре

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА :

1. Работа с партитурами

- отдельно по голосам.

Исполняют только альты до цифры 4.

Педагог использует в обращении с ребятами муз. термины: : унисон, пиано, форте, звуковедение.

Педагог: А теперь скажите, если бы вы были художниками, и у вас были бы сейчас краски, какие цвета больше всего присутствовали в вашей работе?

Дети: Голубой, золотой.

Педагог: Теперь исполним это произведений, но придадим звучанию именно эти цветовые оттенки.

Дети подымаются на сцену и исполняют произведение целиком

Педагог: Спасибо, сегодня наше путешествие подтвердило то, что без знаний музыкальной грамоты, уважения к искусству нам было бы просто не интересно. Но наше путешествие и встречи с музыкой не закончились. Я думая, что мы сможем смело продолжить путешествовать по этой чудесной стране. Расставаться всегда грустно, на память об этом дне я дарю вам эти маленькие нотки, пусть они сольются со звуками вашего сердца и наполнят его добротой и любовью. Мы побывали с вами, в мастерской старого мастера, послушали как звучит настоящая флейта, поговорили о картинах, красках а конечно исполнили наши произведения. Я очень довольна, а вы?

Дети: Да!

Педагог: Я говорю вам до свидания!

Список использованной литературы

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М., 2007.

2. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2009.

Конспект занятия

«Эмоционально-образная направленность хоровых занятий с учащимися младших классов»

Тип урока: урок применения знаний и формирования навыков и умений.

Цель урока: формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях с эмоционально-образным оформлением.

Задачи: обучающие –

1. обучать приобретению интонационных навыков;

2. формировать навыки певческого дыхания;

развивающие –

1. развивать эмоционально-образную сферу учащихся;

2. приобретать навыки коллективного музицирования;

воспитывающие –

1. воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у обучающихся;

2. обогащать музыкальный кругозор обучающихся;

3. воспитывать музыкально-художественный вкус.

Методы реализации поставленных задач:

• словесный;

• наглядный;

• практический.

Приемы обучения:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вокально-хоровые упражнения.

3. Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

4. Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

5. Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

6. Подведение итогов урока.

Ход УРОКА:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас! Сегодня у нас необычный урок. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружно работать.

2. Вокально-хоровые упражнения :

- певческая установка: «Петь приятно и удобно» (Л. Абелян, сл. В. Степанова);

- дыхательные упражнения «Обезьянки» (веселые, любопытные) по методу Стрельниковой;

- Упражнение «Слоники» (произносить звук У с разной эмоциональной окраской);

- А (вкусно, Е (невкусно, О (удивленно, У (ветер);

- «Пошел кот под мосток…» (I-II ст.);

- «Солнышко вставало, глазки умывало» (I-II-III ст. в мажоре);

- «Солнышко устало, глазки закрывало» (I-II-III ст. в миноре).

3. Работа над произведением «Колыбельная» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

- Это рассказ о Крошке Вилли Винке из страны сновидений, который каждый вечер с фонариком в руке заглядывает к ребятам, проверяет все ли легли спать.

Звук – надувать шар (фраза); высокие ноты пропевать коту (на высокой ветке); движения мелодии плавные как у Вилли Винки; певческий звук светлый, тонкий как свет фонарика.

4. Работа над произведением «Спляшем, Пегги» из цикла «Три шотландские песни» (В. Огороднов, перевод И. Токмаковой).

- На картинке передаются активные танцевальные движения девочки Пегги, с подскоком и ударениями.

1 куплет – звук вперед, клюв гуся.

2 куплет – дудочка, на которой играет щенок.

3 куплет – неторопливые движения, слово «умён» надо пропеть более выразительно.

Мелодия на словах «Спляшем, Пегги, спляшем» пропевается более ритмично, с активностью, следит за четкостью звука «л» (подскок, щелкание языка).

5. Работа над произведением «Так уж получилось» (Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

- надо стараться видеть то, что поё шь: облако, солнце… Звук округлый, льющийся вверх

- внимание пристальное на звуковедение, фразировку и артикуляцию.

6. Подведение итогов урока.

Методическая литература:

1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., Советский композитор, 1989

2. Жданова Т. А. Организация учебно-воспитательной работы в детских хоровых студиях. М., 1987.

3. Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике. М., 1987.

4. Струве, Г. А. Школьный хор: Книга для учителя / Г. А. Струве. - М. :Музыка, 1981. -240с.

5. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. –М. : Прометей, 1992. -132с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Публикации по теме:

Конспект цикла занятий по слушанию музыки в подготовительной группе «Песня жаворонка» П. И. Чайковского Первое занятие. Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый (Если дети на этом занятии отметят смену.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Консультация для родителей «Колыбельная песня матери — самая главная песня в мире» Дорогие наши родители! Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Наукой.

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ. Элементы работы над песней В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль. О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали.

Открытый урок в ДШИ «Развитие творческих способностей посредством вокально-хоровой работы в хоре» Введение Хоровое пение – основа музыкальной культуры. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути.

Рецензии на педагогические разработки «Сборник на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста» РЕЦЕНЗИЯ на сборник пальчиковых игр и упражнений для детей раннего дошкольного возраста по временам года воспитатель МАДОУ д/с № 5 Горбас.

Сборник осенних танцев Управление образования администрации муниципального образования Тимашевский район Муниципальное бюджетное учреждение «Центр развития образования».

Сборник примеров пальчиковой гимнастики Пальчиковая гимнастика. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Сборник экспериментальных игр Сборник экспериментальных игр. Панина Светлана Николаевна. МБДОУ «Детский сад №170» Можно ли склеить бумагу водой? Задачи: Выявить свойства.

Творческий сборник «Снежное настроение» Автор составитель: учитель — логопед Коршунова Н. Н Авторский коллектив: Стихи, поговорки, чистоговорки, загадки придуманы воспитанникам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник внеурочных занятий хоровой студии «Песня — душа народа»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 02:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник внеурочных занятий хоровой студии «Песня — душа народа»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Безручко (УИ 1211479) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД