Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»

Наталья Вихарева
Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»

Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Задачи:

Обучающие: Закреплять знания детей о русских народных песнях.

Познакомить детей с жанрами народной песни (плясовая, колыбельная, хороводная, солдатская, трудовая, календарная, закрепить знания о русских народных инструментах и приёмах игры на них.

Развивающие: Развивать умение понимать характерные особенности русских народных песен (мелодичность, напевность, задорность, задушевность и т. д.)

Развивать музыкальный слух, певческие способности.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народной песне, желание участвовать в хороводах, в играх, в инсценировке песни, художественно – эстетический вкус, эстетико-эмоциональное творчество, патриотические чувства.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия. Входят дети.

Муз. рук. (в русском народном костюме): Здравствуйте, гости дорогие! Я пригласила вас в свою горницу и буду для вас доброй хозяйкой, певуньей и плясуньей. Сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне. Русский народ всегда любил петь. Песни сопровождали труд, праздник, помогая работать и отдыхать. С песней тяжёлая работа становилась лёгкой, а жизнь светлее. Недаром так в народе говориться: «Где песня поётся, там весело живётся». Вот и я предлагаю вам начать наше занятие с веселой народной попевки: «Рада видеть вас, друзья»

Муз. рук. : Русские композиторы интересовались фольклором. Русская песня воспринималась ими, как живая человеческая речь, понятная и родная. Всем известный композитор П. И. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, но и умело вводил в свои музыкальные произведения русские народные мелодии. В фортепианном цикле «Времена года» и в «Детском альбоме» слышится обыгрывание интонационных оборотов и гармонических ходов, характерных для русских песен.

Крепко любят свою Родину русские люди, берегут её, воспевают в песнях. С нежностью обращаются к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шёлковой, берёзоньке белой. Вот и композитор П. И. Чайковский использовал в своей 4 симфонии тему русской народной песни. А какой, я предлагаю вам самим, ребята, догадаться.

Звучит финал 4 симфонии П. И. Чайковского.

Дети пытаются узнать рус. нар. песню «Во поле береза стояла».

Муз. рук. : Мы уже с вами слушали разные народные песни. А какие бывают песни? Давайте вспомним! (Хороводные, плясовые, трудовые, солдатские, колыбельные, шуточные, игровые)

Муз. рук: «Во поле берёзка» - к какому жанру русской песни относится? Правильно, хороводная!

Муз. рук: Много разных песен сочинял русский народ. А вот сейчас я спою вам ещё одну песню : Ой, люли, люленьки. Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки.

Они стали ворковать, мою детку усыплять.

Какая прозвучала песня? (Дети: «Колыбельная»)

Муз. рук: Раньше кроватку называли колыбелью, от слов «колебать», качать. Колыбельные песни пели спокойно протяжно. А в помощники для колыбельных песен брали Дрёму, месяц, ветер, котика

А вам, ребята, поют колыбельные песни? Вспомните и пропойте колыбельные песни, которые пели вам ваши мамы (дети вспоминают песни)

Муз. рук. : Ну, гостюшки дорогие, не заснули? Тогда давайте поговорим о других русских народных песнях. Какую солдатскую песню мы с вами учили? Давайте исполним!

Песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

Музрук: А сейчас послушайте трудовую песню

Песня «Во кузнице!» (в записи)

Муз. рук: Ребята, а как называются песни, которые сопровождали разные события в жизни людей (посевная, урожайная, написанные по временам года? (Ответы детей) Правильно, это календарные песни.

Кто мне напомнит, какое сейчас время года по календарю? (Ответы детей)

Правильно, зима! Какая у нас зима? Холодная, снежная, вьюжная, суровая, красивая, пушистая, белоснежная. Наша зима очень разная. Но мы всегда рады зиме и встречаем её весело, с раздольной русской песней. В хоровод вставайте, песню начинайте!

Хоровод «Вдоль по улице метелица метет» р. н. п.

На Руси песни не только пели, но и разыгрывали! И сегодня наши ребята из театрального кружка споют и разыграют веселую песню

«Как на тоненький ледок»

Муз. рук: Россия щедра на праздники. Совсем недавно мы отмечали один из самых главных праздников для верующих людей – Рождество. Всегда этот праздник сопровождался забавными играми и весёлыми песнями. Ходили ряженые по домам, пели песни, славили хозяев, за что и получали угощения. Как назывались песенки в честь Рождества (ответы детей). А вот скоро мы будем все вместе встречать Масленицу. Что это за праздник (ответы детей)

И сегодня мы с вами разучим веселую песню «Блины» (Разучивание по фразам.)

Ну, а какой праздник без игры? Умел русский народ трудиться, но и умел отдыхать. Поиграем и мы.

Муз. рук. : А вы, дети, зимой во что играете? Какие весёлые игры знаете? (Дети называют зимние развлечения)

Коли народ невесел, низко голову повесил,

Знаю я, нужна игра, распотешиться пора.

А сейчас, честной народ, встанем дружно в хоровод.

Игра «Ледяные ворота»

Муз. рук. :В старые времена молодёжь часто собиралась на посиделках. Собирались в чьей-нибудь избе зимой, а летом - на околице, завалинке. У парней непременно были балалайка или гармонь. А какие русские народные музыкальные инструменты вы знаете, ребята? (Дети: Бубен, ложки, свистульки, трещетки)

Муз. рук. : А как называются эти инструменты? (ответы детей) Своим свистом, скрежетом, треском они придавали мелодии народность. Их брали из бытовых предметов (показывает некоторые как звучат)

А хотите, ребята, сыграть как настоящие музыканты?

Оркестр «Ах, вы, сени, мои сени»

Муз. рук. : Народные песни слагались в народе и передавались от родителей к детям. Песни не записывались, а передавались устно, то есть из уст в уста. Вот так и до нас дошли эти прекрасные музыкальные произведения народного творчества. Я вижу, что вы с удовольствием поёте песни наших прапрабабушек и прапрадедушек. И я хочу, чтобы вы эту любовь пронесли через всю свою жизнь, и передали её своим детям.

В записи звучит русская народная мелодия, дети покидают зал.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной. Ставропольский край» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

Конспект НОД в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о родном крае. 2. Закрепить знания детей о родном городе, его истории. 3. Воспитывать.

Конспект познавательного занятия «Люблю тебя, мой край родной!» «Люблю тебя, мой край родной!» Задачи: -Продолжать знакомить детей с нашей малой родиной-городом Чебоксары, Чувашской республики; -Познакомить.

Конспект занятия в старшей группе «Люблю тебя — мой край родной» Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами,.

Краткосрочный проект «Русские» в рамках фестиваля «Люблю тебя, мой край родной!» (средняя группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №135 ГОРОДА ТЮМЕНИ (МАДОУ детский сад.

Фотоотчет «Люблю тебя, мой край родной!»Фотоотчет «Люблю тебя, мой край родной!» В рамках празднования 80-летия образования Пензенской области во второй младшей группе была проведена тематическая неделя в честь этой даты.

Обобщение педагогического опыта «Люблю тебя, мой край родной» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образу: мать, отец, дом, родная улица, детский сад, всё то что очень дорого с самого.

Презентация «Э. Т. А. Гофман» к краеведческому проекту «Люблю тебя, мой край родной…» Презентация «Э. Т. А. Гофман» к краеведческому проекту «Люблю тебя, мой край родной»Немецкий писатель – сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной»Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Творческий проект «Люблю тебя, мой край родной» Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год) Участники проекта:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 12:46
+152Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт ОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Цель: формирование умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка. Задачи: - вызвать у детей желание передать в рисунке...
Конспект НОД по коллективной аппликации с элементами рисования в младшей группе на...
НОД по коллективной аппликации с элементами рисования в младшей группе На тему: "ЛУК" Цель: Познакомить детей с луком, закрепить представления о нём....
Дидактическое пособие «Наша любимая ферма»
Дидактическое пособие «Наша любимая ферма» ( для детей в возрасте от 1 до 3 лет) Цель данного пособия : способствовать созданию педагогических условий...