Елена Харькина
«Песочная терапия». Мероприятие для педагогов и родителей в рамках форума
▼ Скачать + Заказать документы
Мероприятие для педагогов и родителей в рамках V областного форума «Большая перемена».
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, тоннели, замки, составляют сюжеты по рассказам, и при этом сопровождают свои действия речью.
Цель использования песочной терапии в дошкольной практике — гармонизация личности ребёнка через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.
Публикация «„Песочная терапия“, Мероприятие для педагогов и родителей в рамках форума» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- День песка. Сценарии развлечений
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Песочная терапия полезна как детям, так и взрослым в случае агрессии, депрессии, замкнутости, гиперактивности или пассивности, повышенной тревожности, и в случае наблюдения разного рода зависимостей. Особенно рекомендуется для снятия сильного стресса.
Предлагаю вам почувствовать себя детьми и выполнить первое задание.
1. «На дне морском» - отыскать в песке мелкие игрушки. Эта игра может быть на время, кто быстрее отыщет все предметы, можно закрепить счет, определить на ощупь, из какого материала изготовлена игрушка.
С помощью этой игры развивается мелкая моторика, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
Рисование в дошкольном возрасте – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, выразить мечты и надежды. Но особый интерес у детей, да и у взрослых вызывает такая техника, как «рисование песком». И это не случайно. Волшебство песка, его податливость просто влюбляют в себя с первого знакомства. И с самого раннего детства, дети, играя в песочнице, даже не задумываются, что все эти движения: пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка - непроизвольно влияют на развитие рук и пальцев.
Предлагаю выполнить второе задание:
2. Рисунок на песке «Веселый клоун» - условие игры рисуем один элемент и передаем тарелку другому.
Развивает фантазию, снимает эмоциональное напряжение, учит работать коллективно, аккуратно, сосредоточенно, развивает усидчивость. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей.
Игра с песком не требует от ребенка каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Игра с песком позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Игра позволяет познавать себя и окружающий мир.
3. С помощью форм и песочной массы предлагаю выполнить коллективную работу – макет на любую тему, название которого можете придумать сами.
Почувствуйте себя создателями, и пусть в этот момент раскроется ваша творческая сущность.
Эта игра способствует познавательно-творческому развитию, способствует синхронизации действий обеих рук и навыков самоконтроля за выполняемыми действиями.
Предлагаю изготовить еще поделку «Чудо баночки». В баночку засыпаем цветной песок слоями.
Манипулируя сыпучими материалами, дети избавляются от отрицательных эмоций. Этот метод рисования положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Так давайте - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дадим возможность ребенку быть самим собой. Ведь песок - идеальная развивающая среда, где можно творить.
Творите вместе с детьми.
Советы родителям.
Для рисования нам понадобится: коробка с невысокими краями, листы цветного картона. Сыпучий материал можно выбрать в зависимости от тематики рисунка. Для рисования зимней композиции выберете черный или синий картон, и манку. Осеннюю картину нарисуйте на красном картоне желтой морской солью, или песком. Морскую тематику – синим и т. д. Рисовать можно сыпучими материалами по клею ПВА. На картоне клеем наносится рисунок, а затем сверху присыпается песком. Лишний песок стряхивается. Для рисования песком подойдут готовые раскраски. Клей наносится кисточкой на детали одного цвета, затем присыпается песком (любым сыпучим материалом в зависимости от композиции, лишний песок стряхивается. Далее снова наносится клей и посыпается песком.
Следующий вид - рисование песком по стеклу с подсветкой.
Для этого необходима песочница с высокими бортами со стеклом и подсветкой снизу. Для детей лучше использовать стеклопластик. Нужен чистый, промытый, прокаленный песок. Также можно рисовать и цветным песком.
С самого начала работы по обучению детей рисование на песке, необходимо научить детей техническим элементам рисования на песке.
такими являются:
- рисование указательным пальчиком
- рисование мизинцем
- рисование ладонью
- рисование кулачками
- симметрично двумя руками
- отсечение лишнего.
Освоив основную технику рисования на песке, детям постепенно предлагается создавать образы по прочитанной сказке, стихотворению и т. д. - то, что больше всего запомнилось детям или впечатлило ребенка.
В технике «песочная анимация» можно инсценировать сказки. Это может быть как совместная деятельность педагога с детьми, так и самостоятельное детское творчество. Необходимо обеспечить свободный подход к столику с песком, где они смогут самостоятельно зарисовывать отдельные предметы или образы собственного сочинения. Некоторые дети могут писать цифры, буквы или слова и т. д., то есть то что им хочется в данный момент. Во время совместной и индивидуальной деятельности с детьми можно попросить их выполнить упражнения или задания такие, как:
- поскользить по поверхности песка,
- выполняя зигзагообразные, и круговые движения (как машины едут, как змейка ползет, как санки катятся, лыжи и т. д.
-выполнить те же движения, поставив, ладонь на ребро,
- пройтись ладонями или пальчиками по проложенным трасам, оставляя на них следы.
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки»(Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
• Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
Примеры некоторых упражнений.
«Чувствительные ладошки»(Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали.
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
• Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
• Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
• Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
«Узоры на песке»
Цель: развиваем тактильную чувствительность, воображение, совершенствуем движение ладоней и пальцев.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Перед ребёнком находится поднос с песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры с помощью отпечатков ладоней, кулачков, пальчиков. Предлагаемые узоры и рисунки: ромашка, солнышко, травка, дерево и т. д.
«Дорисуй фигурки»
Цель: закрепляем названия геометрических фигур, развиваем графомоторные навыки.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Вариант 1. Взрослый начинает рисовать часть фигуры (например, квадрат). Ребёнок пытается узнать и назвать эту фигуру, а затем самостоятельно дорисовывает её.
Вариант 2. Взрослый начинает рисовать часть цифры. Ребёнок пытается узнать и правильно назвать эту цифру, а затем самостоятельно дорисовывает её.
«Следы на песке»
Цель: развиваем слуховое внимание, закрепляем навыки счёта, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: Поднос с влажным песком, бубен.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка послушать и сосчитать удары бубна. Затем ребёнок показывает нужное количество пальчиков и называет их число. После этого опускает в песок пальчики, оставляя определённое количество следов.
«Дорожки»
Цель: закрепляем понятия «длинный - короткий», развиваем мелкую моторику.
Оборудование: поднос с влажным песком, разноцветные пуговки.
Ход игры: Взрослый рисует ребё нку две дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит ребёнка выложить короткую дорожку зелёными пуговками, а длинную дорожку красными пуговками. После этого, ребёнок, чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.
«Считаем предметы»
Цель: закрепляем навыки счёта и названия цифр, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, цифры, камешки, ракушки.
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку любую цифру в пределах 10. Ребёнок называет эту цифру. Затем находит в песке соответствующее этой цифре нужное количество камушков.
Можно усложнить задание. Взрослый отхлопывает в ладоши определённое количество ударов.
Ребёнок считает их, находит и называет правильно цифру. После этого в песке находит нужное количество ракушек. Игра продолжается столько раз, сколько цифр знает ребёнок, и пока у него есть игровой интерес.
«Рисуем геометрические фигуры»
Цель: закрепляем знания ребёнка о геометрических фигурах, развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, картонные геометрические фигуры, платок.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посмотреть и пощупать любую фигуру, например круг, а потом нарисовать её пальчиком на песке и спросить, какую фигуру он нарисовал. Сначала упражнение выполняется с открытыми глазами. Затем взрослый ребёнку завязывает платком глаза и даёт ему в руки геометрическую фигуру. Ребёнок ощупывает её. Взрослый убирает фигуру и снимает платок. Ребёнок рисует фигуру на песке. Для рисования предлагаются различные фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг, ромб).