МААМ-картинки

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени» (10 фото)

Ксения Папина
«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Познавательно-исследовательская деятельность «Письма - треуголки» с использованием технологии «Путешествие по реке времени».

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»

Цель. Расширить и обобщить полученные знания детей о годах Великой Отечественной войны, нашем городе Тула во время войны. Исследовать способы сообщения людей во время войны и в настоящем времени.

Задачи.

Публикация «„Письма-треугольники“, Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах

Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее с помощью меток материальной цивилизации.

Расширять знания о военных профессиях, о тяжелой службе солдат, защищавших родину.

Развивать способности к исследовательскому типу мышления.

Развивать творческие способности, конструктивные возможности детей.

Воспитывать чувство гордости за героев войны, свою страну, уважение к подвигам ветеранов.

Воспитывать самостоятельность.

Технологии и методы.

Работая над творческо-информационным проектом к 9 мая, я решила включить в него познавательно-исследовательскую деятельность, которая имеет своей целью формирование у дошкольников ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Для проведения исследовательской деятельности я выбрала наиболее соответствующую возрасту детей (5 лет) технологию «Путешествие по реке времени». В поиске информации по реализации этой технологии, я столкнулась с тем, что многие педагоги вообще не знают что это такое. А технология очень интересная и простая, главное - нравиться детям.

Необходимо изготовить панно «Река времени». Панно «Река времени» представляет собой несколько листов формата А1, соединяемых вместе. В нижней части листа необходимо нарисовать синюю полосу, символизирующую историческое развитие человечества (река времени течет непрерывно). На листах помещаются временные метки (остановки-островки на реке) – самые яркие события или явления прошлого, отражающие уровень развития человека. Это может быть жилище, изображение костюма определенного времени, предметы быта и т. д. Ребенку легче понять, что было много лет назад, если он видит, как выглядел человек, где жил и какими предметами пользовался. Путешествуя по реке времени детям задается вопрос: что бы вы увидели в прошлом? Дети могут сравнивать прошлое и настоящее. Временных меток не должно быть очень много. Лучше добавлять материал постепенно, привлекая детей к его поиску. «Путешествия» необходимо проводить по темам, например: история почты, история жилища, история костюма, возникновение часов, огня, транспорт и т. д. Панно должно быть доступно для детей, чтобы каждый мог посмотреть и воспользоваться им, добавить что-то подходящее к определенному времени. Главное – знания преобразуются в создание материального объекта, который ценится детьми.

В свое панно «Река времени» я решила добавить временную метку «Великая Отечественная война». Эту дату, конечно, нельзя обойти стороной. Я подобрала фотоматериалы и иллюстрации по теме и решила остановиться на исследовании способов почтового сообщения в годы войны.

Во время познавательно – исследовательской деятельности соблюдаются здоровьесберегающие технологии (режим динамических поз, подвижная игра).

Методы: наглядный, словесный, практический.

Оборудование: панно «Река времени», фотографии военных лет и современности, картинки-раскраски, оборудование для показа презентации, тетрадные листы, карандаши цветные.

Предварительная работа.

Организация предметно-развивающей среды: уголок, посвященный Вов: папка-передвижка «Дети во время войны», альбомы фотографий «Техника военных лет», «Памятники Победы в Туле», «Тула в годы войны»; подборка стихотворений о войне и победе для детей; раскраски с изображением солдат, вечного огня, салюта.

Фото «Путешествие по реке времени»

Работа с детьми. Познавательные и творческие занятия с детьми, разучивание стихотворений, просмотр фотоматериалов и презентаций по теме Великая Отечественная война, беседы.

Работа с родителями. Принесенные родителями фотографии родственников – ветеранов ВОВ использованы не только для организации выставки в ДОУ, но и в процессе образовательной деятельности. Родители принесли фотографию военных лет и фотографию, сделанную в наше время (это прадед моей воспитанницы).

Подбор материалов для оформления панно «Река времени».

Ход познавательно-исследовательской деятельности.

Деятельность не имеет четких временных рамок, дети привлекаются без принуждения. На любом этапе могут присоединиться или уйти. Как показывает практика, в основном этапе участвуют все.

Подгруппе детей предлагается раскрасить материал (картинки с изображением солдата, ветерана с медалями, открытки к 9 мая, боевой машины «Катюша», танка Т-34, вечного огня) для размещения на панно «Река времени».

«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии - фото

Детям предлагается совершить «путешествие в прошлое».

В. : Ребята мы с вами уже много знаем о военном времени. Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы оказались в тех далеких годах?

Ответы детей.

В. : Кира нам что-то принесла и хочет показать. (Ребенок показывает фотографии своего прадедушки в молодости и сделанную несколько лет назад. Воспитатель предлагает поместить фото на панно «Река времени»). Прошло уже целых 70 лет после победы в войне.

В. : что мы можем сделать, чтобы увидеть, как выглядел наш город во время войны?

Д. : посмотреть фотографии, прочитать и т. д.

В. : давайте посмотрим, как выглядела главная улица нашего города Проспект В. И. Ленина.

(На фото дети видят город сейчас и во время войны, размещают на панно).

Фото №1 Познавательно исследовательская деятельность Письма треуголки с использованием технологии

В. : вот как изменился наш город. Послушайте стихотворение:

Давно ушла от вас война.

Седыми стали ветераны.

И сорок пятая весна

Доныне лечит ваши раны.

Вы отстояли мир в боях

С врагом жестоким и коварным.

И навсегда в людских сердцах

Ваш подвиг будет легендарным.

И сколько весен не пройдет –

Одну мы помнить будем свято.

Весну, которую народ

Великой сделал в сорок пятом.

(автор: Борис Новиков).

Разместим фотографии на нашем панно.

Дети размещают фотографии.

В. : А ветераны какими были раньше?

Д. : молодыми!

В. : конечно! Они защищали нашу родину. Служили в различных видах войск. Какие военные профессии вы знаете? Чтобы лучше вспомнить, отгадайте мои загадки.

Самолёт стоит на взлёте,

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас!

(Военный летчик)

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется …

(Танкистом)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост…

(Солдат)

«Девушка» ходит,

Песню заводит,

Враг услышит —

Сразу не дышит.

(Катюша)

Молодцы! Ребята, служба у солдат всегда была очень тяжелая. Они доблесно сражались в боях с врагами, делали укрепления, чинили оружие. А кто же руководил солдатами в бою?

Д. : командир.

В. : правильно, солдатами руководил командир. Давайте мы с вами поиграем в игру «Слушай мою команду!» (Цель: развитие произвольного внимания, преодоление двигательного автоматизма, развитие коммуникативных навыков, отработка социальных ролей, приобщение к подвижным играм. Роль командира выполняют разные дети, игра повторяется несколько раз. Движения детям можно подсказать: маршировать, «летать на самолете», бросать гранату, перепрыгнуть через ров в лесу, спрятаться и т. д.).

Представим, что мы все солдаты, а Ваня наш командир. Он будет отдавать приказы, а мы будем их исполнять.

В. : ну что устали немножко? Давайте присядем, отдохнем. Вот так и солдаты очень уставали. Отдыхали они очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха?

Ответы детей.

В. : А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. Вот сейчас если вы соскучились по маме, папе, бабушке что мы делаем?

Д. : звоним по телефону, используем компьютер, идем в гости.

В. : А во времена наших прадедушек никаких телефонов не было, уехать было никуда нельзя –командир не отпустит. Что делали люди?

Д. : писали письма.

В. : солдаты во время отдыха писали письма домой. Но письма были не такие как сегодня. (Показ письма-треуголки). Какая форма у этого письма? Видите письмо без конверта, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В. : конечно, ведь это были тяжелые времена, найти конверт было трудно. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. Послушайте стихотворение об этих письмах.

Лист из ученической тетради

Сложен треугольником простым -

Так являлись вести о солдате,

В дом к его любимым и родным.

Мятые, затертые листочки -

Близких душ единственная связь,

Сколько раз читали эти строчки:

То грустя, то плача, то смеясь.

Время шло. Из дома выносили

Старый хлам, ненужное тряпье,

Только письма бережно хранили

Как наследье ценное свое. (Лилия Юсупова http://www.chitalnya.ru/work/84836/)

Мы с вами говорили, что когда-то в очень давние времена письма людям доставляли голуби. А во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека.

Давайте и мы с вами попробуем сложить такое письмо.

Дети складывают письмо-треуголку, используя схему и показ воспитателя.

Фото №2 Путешествие в прошлое история предметов Путешествие по реке времени

В. : давайте украсим наши письма, как открытку для ветерана.

Дети украшают свои письма рисунками.

Фото №3 Расширить и обобщить полученные знания детей о годах Великой Отечественной войны нашем городе Тула во время войны Фото №4 Исследовательская деятельность Исследовать способы сообщения людей во время войны и в настоящем времени

В. : какие вы молодцы! Давайте отправимся к нашему панно и поместим на него рисунки, которые мы заранее приготовили. Чтобы мы увидели, если бы оказались в тех временах, когда прадедушка Киры был молодым солдатом? Куда мы поместим солдата? А дедушку-ветерана? «Катюшу» и танк? Открытку? Вечный огонь? Письмо-треуголку?

Фото №5 Расширять знания о военных профессиях о тяжелой службе солдат защищавших родину

Дети работают самостоятельно, приклеивая картинки к листу. Затем панно размещается в группе в доступном для детей месте. По желанию детей его можно дополнить, когда найдется что-то новое по теме.

Фото №6 Развивать способности к Фото №7 Исследовательская и экспериментальная деятельность исследовательскому типу мышления

Прикреплённые файлы:

pisma_1nvpa.pptx | 2015,04 Кб
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «История создания автомобиля» (Путешествие по реке времени)Познавательно-исследовательская деятельность «История создания автомобиля» (Путешествие по реке времени) Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения. Программные задачи: 1. Рассмотреть.

Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность») Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Письма-треугольники». Познавательно-исследовательская деятельность с использованием технологии «Путешествие по реке времени»
Опубликовано: 4 мая 2015 в 18:02
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД