МААМ-картинки

Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»

Тамара Анфимова
Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

1. Рассказать и показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления дня и ночь от положения земли по отношения к солнцу. Познакомить с символикой созвездия Кассиопея.

2. Воспитывать интерес к решению познавательных задач, основываясь на причину и предвидеть последствие.

3. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели.

4. Индивидуальная работа – закреплять умение при вычислении расстояний пользоваться линейкой.

Публикация «Познавательное развитие дошкольников, Конспект занятия в старшей группе „Почему бывает день, почему бывает ночь“» размещена в разделах

Оборудование: Глобус, яблоко, свеча, синий флажок, белый флажок, линейка, простой, цветные карандаши, листочки с изображением звездного неба на каждого ребенка.

Образовательная деятельность:

В-ль: На прошлом занятии мы с вами выяснили, почему на планете Земля происходит смена времен года. Какие времена годы вы знаете (зима, весна, лето и осень).

В-ль: А задумывались ли вы, почему день сменяется ночь, а потом снова приходит день?

В-ль: Не знаете? А хотите узнать? (Да).

В-ль: Вот тогда послушайте и посмотрите.

В-ль: Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды – наступает что? (Ночь).

В-ль: и вы, ложась спать, задумывались на тем, где ночует Солнышко, куда оно прячется на ночь? (Да).

В-ль: Да никуда» в том, что угасает день и наступает ночь, повинна сама Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой (показ на глобусе).

В-ль: На той стороне, которую Солнце освещает что? (День).

В-ль: На противоположной стороне что? (Ночь).

В-ль: Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день, на дневную опускается что? (Ночь). (Показываю).

В-ль: Земля вращается, и все, что на ней находится – горы, моря, леса, города и люди – тоже вращается вместе с Землей. (Показ на глобусе)

В-ль: Это движение заметить трудно, потому что Земля кружится бесшумно, равномерно, медленно. И нам людям, кажется, что планета стоит на месте, а движется по небу Солнце: Восходит утром, поднимается днем на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт.

В-ль: Что бы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга, проделаем небольшой опыт. (Показываю).

В-ль: Для него нам понадобятся: яблоко и свеча, два флажка – белый и синий.

В-ль: Горящая свеча – Солнце, яблоко – наша Земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.

В-ль: И так… Половина яблока освещена, половина темная (показываю).

В-ль: В доме белом сейчас что? (День)

В-ль: В синем доме что? (Ночь).

В-ль: В синем доме что? (ночь, там темно, ложатся спать. Но Земля вращается и теперь белый дом скрылся в тени. Там что (ночь).

В-ль: В синем светло. Там что? (День).

В-ль: Еще повернем яблоко, а это значит, что Земля продолжает вращаться.

В-ль: И снова сгущаются сумерки на половине с синими флажками. Там опять? (Ночь).

В-ль: А на половине с белым флажком? (День).

В-ль: А что произойдет, если Земля остановится в таком положении (показываю) (то всегда был бы день).

В-ль: А когда в таком положении остановится Земля (показываю) (всегда будет ночь).

В-ль: И так наша игрушечная Земля сделала один полный поворот вокруг своей оси. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками.

В-ль: Земля сделала семь полных оборотов вокруг себя. Что у нас прошло? (Неделя).

В-ль: Назовите дни недели (понедельник…пятница…воскресенье)

Физминутка: Сели, встали, встали, сели

Друг на друга поглядели

Мы немножко отдохнем,

Звездочки искать начнем!

В-ль: Ребята, а вечером вы смотрели на звездное небо? Правда красиво? А как много звездочек.

В-ль: Вот звездочет прислал нам письмо. Читаю письмо: «Ребята, у меня случилось несчастье. Сегодня ночью пропало созвездие, в котором было пять звездочек, а осталась только одна. Посылаю вам листочки – схемы. Пожалуйста, помогите отыскать это созвездие

Звездочет».

В-ль: Поможем звездочету? (Да).

В-ль: Найдите на рисунке красную звездочку. Нашли? (Да).

В-ль: Это все, что осталось от созвездия, которое потерял Звездочет.

В-ль: А сейчас давайте внимательно рассмотрим картинку.

В-ль: Что вы на ней видите? (Много звезд).

В-ль: Какие планеты вы там нашли, справа от красной звездочки? (планета Сатурн).

В-ль: А красная планета как называется? (Марс).

В-ль: В центре листочка кружочек с хвостиком, это что? (Комета).

В-ль: Внизу, вы что видите? (Искусственный спутник).

В-ль: Вот на эти объекты мы с вами будем ориентироваться в поисках созвездия.

В-ль: Слушайте дальше письмо Звездочета: «Возьмите линейку и по направлению к планете Сатурн, найдите звездочку, прочертите линию и отмерьте отрезок равный семи см.

В-ль: Чему равен этот отрезок? (7см.)

В-ль: От найденной звездочки по направлению к комете отыщите звезду и начертите отрезок равный трем см.

В-ль: Чему равен полученный отрезок? (3см.)

В-ль: От третьей звездочки по направлению к планете Марс, отмерим отрезок равный двум см. и найдем еще одну звездочку.

В-ль: Сколько звездочек мы с вами нашли (4, сколько еще осталось? (1).

В-ль: От четвертой звездочки вниз по направлению к искусственному спутнику найдем последнюю пятую звездочку и отмерим отрезок равный 4 см.

В-ль: Осталось нам с вами выполнить последнюю задачу – раскрасить звездочки, которые мы нашли – красным карандашом. Раскрашивайте аккуратно, не заходите за контуры изображения.

В-ль: Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно соединяли их воображаемыми линиями, как бы рисуя по небосводу, а потом смотрели на что похож рисунок.

В-ль: Обведите пальчиками полученное созвездие, на какую букву оно похоже? (М). (показываю букву/).

В-ль: Это созвездие называется Кассиопея. А это имя царицы. По преданию она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась (показываю рисунок).

В-ль: Вот мы с вами нашли потерянное созвездие для Звездочета. Наши листочки мы ему отошлем.

В-ль: На сегодняшнем занятии мы узнали с вами почему у нас на Земле бывает день и ночь и они сменяют друг друга. Вспомнили названия дней недели. Помогли Звездочету отыскать потерянное созвездие. Как оно называется? (Кассиопея).

В-ль: Интересно тебе Катя было на занятии, а тебе Рома?

В-ль: Наше занятие на этом закончено.

Публикации по теме:

Изучаем звездное небоИзучаем звездное небо В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром необходимо детям дать элементарные представления о солнечной системе и космических.

Наш олимпийский участокНаш олимпийский участок Наш олимпийский участок. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам, вам как я мы украсили наш участок к неделе олимпийских игр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 12:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Анфимова (УИ 169427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД