Получи документы

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения (1 фото)

Светлана Морозова
«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения
▼ Скачать + Заказать документы

В своей работе стараюсь большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В год 70-летия Великой Победы представляю Вашему вниманию конспект урока русского языка с авторской презентацией (4 класс) по обучению написанию сочинения-рассуждения "Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?"

Надеюсь, что материал будет полезен для подготовки урока или занятия внеурочной деятельности накануне 23 февраля.

Образовательно-развивающие задачи:

Публикация «„Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?“ Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения» размещена в разделах

- развивать умение работать с текстом, выделять главное, определять виды текстов и их характерные признаки;

- обучать написанию сочинения-рассуждения;

- ознакомить школьников с именами великих защитников Русской земли;

- воспитывать нравственные качества;

- прививать любовь к Отечеству;

- воспитывать у детей чувство благодарности к защитникам Отечества.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы.

«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения

Ход занятия

Слайд 1

Учитель. На календаре февраль. Как всегда, в один из последних дней зимы наш народ отмечает праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русская земля, кто тебя обидел? Недругам твоим прощенья нет!»

Так было всегда! И встречали мечом

Любого, кто меч поднимает!

Чтоб в нашей стране не хозяйничал враг.

Оружье мы крепко сжимаем!

- В истории нашей страны, чьим народам приходилось часто браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу, независимость, испокон веков утвердилось уважительное отношение к защитникам Отечества, сложилась свято соблюдаемая традиция чтить их воинские заслуги и сохранять в памяти потомков их имена.

- Выполнив первое задание, вы познакомитесь с некоторыми героическими страницами военной истории нашей страны.

Задание 1. Работа в паре. Прочитайте текст. Впишите пропущенные слова-глаголы:

В ХIII веке князь Александр Невский со своим войском, одержав победу в Ледовом побоище, ___ немецких рыцарей с земли Русской. В ХIV веке русский князь Дмитрий Донской ___ вражеское войско на Куликовой поле, тем самым помог Руси в скором времени полностью освободиться от монголо-татарского рабства. В 1812 году русская армия, возглавляемая князем Михаилом Кутузовым, ___ казавшуюся непобедимой французскую армию. В 1945 году советская армия под управлением маршала Георгия Жукова __ нашу Родину, разгромив немецко-фашистских захватчиков.

Слова для справок: одолел, прогнал, освободила, уничтожила.

Слайд 2

У. Ребята, можно ли на основе приведенных в тексте исторических сведений согласиться со словами русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»? Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Рассмотрите портреты великих русских полководцев – защитников Отечества, патриотов и прочитайте их основной завет каждому из нас, ныне живущему гражданину России:

Слайды 3-7

В бою с врагом ты великаном будь –

О ратной славе предков не забудь!

Слайд 8

У. К великим полководцам относится Александр Васильевич Суворов, не проигравший за всю военную карьеру ни одного сражения. Поэтому прославленные офицеры и генералы не только с честью носят на груди орден Суворова, но и на его примере учатся побеждать ненавистных врагов Отечества. Суворов был образованным человеком, и сказанные им фразы актуальны по сей день. Они стали крылатыми. Прочитайте некоторые из них.

1) Надо бить уменьем, а не числом.

2) Сам погибай, а товарища выручай.

3) Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.

4) С юных лет приучайся прощать проступки ближнего, но никогда не прощай своих собственных.

У. Объясните смысл этих фраз, приведите примеры из истории.

Задание 3. Соотнесите конкретные ситуации и соответствующие им высказывания А. В. Суворова. (Работа по индивидуальным карточкам)

Минутка здоровья

У. Давайте встанем и промаршируем в честь праздника защитника Отечества.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы хотим сильнее стать.

Веселее мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Задание 4. Работа с текстом

У. Перед вами карточки с текстами. Ребята, вспомните, что такое текст? Вспомните, какие виды текстов вы знаете (рассуждение, описание, повествование).

Какие признаки есть у каждого текста? (В описательных текстах рассказывается о людях, предметах, животных, событиях. К описанию можно поставить вопрос какой? (какая, какое, какие). В повествовательных текстах рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?. В рассуждении говорится о причинах явлений и событий. Эти тексты отвечают на вопрос почему)

Прочитайте и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьте рассказать о прочитанном.

Ученики работают с текстом.

Карточка 1.

Детство А. Суворова

Отец Саши Василий Иванович был военным. Он знал шесть языков и дослужился до генерала. Отец много рассказывал сыну о военных сражениях. Особенно любил мальчик слушать о Петре и о войне со шведами. Подростком он запоем читал книги о походах и сражениях великих полководцев, много времени уделял изучению иностранных языков: знал немецкий, французский и другие языки.

Александр Суворов твердо решил стать военным. Но был он худеньким и очень болезненным. Юный Суворов усиленно закалял свой организм. Каждый день он обливался холодной водой, спал на сене, укрывшись плащом. Вставал рано, с первыми лучами солнца. Сначала упражнялся в беге и гимнастике, потом принимался за дела. Отец, долго не пускавший сына на военную службу, наконец, согласился. Александр Суворов начал службу простым солдатом в чине капрала. Капрал командовал отделением в 10 человек. Часто он говорил своим подчиненным: «Научись повиноваться, прежде чем будешь повелевать другими».

Карточка 2.

Суворов – теоретик и практик.

Суворов смог развить и обогатить лучшие качества русского военного искусства. Они были воплощены в книге «Наука побеждать», написанной Суворовым в 1796 году. Он сумел разработать новые формы и способы ведения войны. Их сущность Суворов выразил в формуле «глазомер», быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к его полному разгрому. Его действия сводились к принципу «увидеть - победить».

Внезапности Суворов достигал быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск.

«Одна минута, - говорил полководец, - решает исход баталии, один час – успех кампании… Я действую не часами, а минутами».

Огромное значение имели его личностные качества, демократический стиль поведения. Все современники отмечали его ораторские способности, умение говорить с солдатами. Для русских воинов он оставался отцом-командиром.

Карточка 3.

Завещание Суворова.

Суворов не курил и не злоупотреблял хмельными напитками. В любую погоду он ходил в караулы, охранял порученный ему пост. Так же просто жил, став генералом. Он не носил теплой одежды даже в самый лютый мороз. Узнав об этом, Екатерина IIодарила ему теплую дорогую шубу. Но Суворов эту шубу никогда не надевал, а просто возил с собой в карете.

Более всего в других странах Суворов стал известен в царствование Павла I. Когда армия Суворова после Победы над французами вернулась на Родину, Павел I приказал отдать Суворову почести, положенные самому царю. За победы в заграничных походах граф Суворов получил в России высший воинский чин – титул генералиссимуса. Ему подчинялись все войска в государстве.

Великий русский полководец не проиграл ни одного сражения. Потомкам Суворов завещал брать с него пример и быть верным своему Отечеству – России.

У. С каким видом текста вы сейчас работали? (С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова.)

Итак, мы выяснили, что вся жизнь Суворова подтверждает, что он является истинным патриотом своего Отечества. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у таких героев.

Задание 5. Составление текста

У. А теперь я предлагаю вам ролевую игру, где вы выступите в роли корреспондентов школьной газеты. Вы добывали информацию, анализировали ее, и сейчас на ее основе вы напишите заметку на тему Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

в виде текста-рассуждения. Чем рассуждение отличается от других видов текста? (Текст должен ответить на вопрос почему)

Кто такой патриот? (выслушать ответы учащихся)

Слайд 9

В толковом словаре Ожегова говорится так:

ПАТРИОТ, -а, м. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п. 2. перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода. || ж. патриотка, -и.

ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. П. русских воинов. || прил. патриотический, -ая,-ое.

Давайте охарактеризуем личность патриота, каким он должен быть? Какая часть речи нам в этом поможет? (имя прилагательное). Перечислите черты характера такого человека?

Дети отвечают, а учитель записывает слова и словосочетания на доске:

Смелый, целеустремленный, храбрый, любящий Родину, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь…

Слайд 10

У. А теперь, используя эти и другие слова, напишите заметку в газету и помните, что она не должна быть большой. Достаточно 7-8 предложений для ответа на вопрос: «Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?»

Самостоятельная работа учащихся.

У. Ваши заметки мы поместим в газету. (Можно зачитать вслух лучшие работы).

Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Какие великие русские полководцы вам известны? Какие качества характерны для настоящего гражданина? Чему вы научились на уроке?

Закончить урок я хочу следующими строками:

Я люблю тебя, наша Родина!

Скажет каждый: «Непобедимая!»-

Потому что защитников много,

Потому что зовешься Россией.

(А. Козлова)

Варианты заметок

Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?

Из заметки Александра П.

Я хочу стать патриотом, чтобы сделать все для того, чтобы моя Родина процветала. Чтобы наша жизнь была ярче, красочнее. Чтобы не было войны, все люди дружили и уважали друг друга.

Я думаю, что патриот – это не тот человек, который кричит, что он герой, что он любит свою Родину, а тот, кто это на деле показывает. Я хочу служить в армии, всегда готов придти на помощь своему другу.

Я люблю свою Родину, верен ей и буду верен всю жизнь. Я хочу, чтобы мои дела доказали мой патриотизм.

Из заметки Артема С.

Я хочу стать патриотом своего Отечества, потому что истинный патриот остается верен своей Родине до конца жизни.

Патриотом быть непросто. Надо быть требовательным к самому себе, как А. В. Суворов, целеустремленным и готовым прийти на помощь другим людям. Я считаю, что необходимо уважать себя и относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Истинный патриот обладает всеми лучшими качествами человека.

Чтобы стать патриотом, нужно проявлять мужество, выдержку, выносливость и обязательно любить свою Родину.

Я думаю, что настоящий патриот «говорит», что он – патриот, не словами, а делом.

Я хочу стать патриотом, потому что люблю свое Отечество.

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Визитная карточка на конкурс «Воспитатель года» Вашему вниманию представляю презентацию «Визитная карточка», которую я делала на конкурс Воспитатель года. Т. к. я начинающий педагог, молодой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения
Опубликовано: 25 января 2015 в 21:28
+115Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Почему я хочу стать патриотом своего Отечества?» Конспект урока по обучению написанию сочинения-рассуждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 266338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД