Надежда Варфоломеева
«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки»
Слайд № 1 Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора, хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с ребенком. Задержка речи тоже тесно связана с работой ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их — мы стимулируем речь, а также мышление.
Публикация «„Подготовка руки к письму посредством использования навыков художественной вышивки“» размещена в разделах
- Вышивание, вышивка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое главное — творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих силах. С какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики? С рождения — и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и текстуры, так и у взрослого человека. А каким образом? Что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать вышивать и т. д.
Слайд № 2 М. И. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного воздействия с окружающей средой. Мелкая моторика э то - совокупкность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точечных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Ещё во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Отечественный физиолог В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
Слайд № 3 Зачем нужно развивать мелкую моторику? Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для дальнейшего успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятиям в кружке по ручному труду «Волшебная иголочка». Дети с удовольствием работают с тканью, пуговицами, изготавливают поделки. Хочу особо сделать акцент на том, что большей частью кружковцев являются мальчики. Эти занятия для них интересны, красочны и познавательны. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Развитие мелкой моторики ребенка - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. Также улучшение качества мелкой моторики влияет на развитие всего организма.
Слайд № 4 «Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - говорил академик И. П. Павлов.
Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования художественной вышивки. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально – поведенческом аспекте.
Слайд № 5 Цель звучит так: «Приобщение дошкольников к навыкам художественной вышивки и использование полученных знаний и опыта при подготовке детской руки к письму»
Маленькие детские ручки, еще недостаточно умелые для того, чтобы ловко управляться с иголкой. При грамотном обучении детей вышивке начинают исправно делать стежок за стежком, постепенно вырисовывая усики божьей коровки, крылышки бабочки или какие-либо другие детали выбранного изображения, чем доставляют радость не только маме, но и своему обладателю: ребенку.
Слайд № 6 Отсюда следуют задачи:
Слайд № 7 Вышивание – вид рукоделия, который как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия, творческих способностей и инициативы, воспитывает усидчивость, терпеливость.
Слайд № 8 Для работы потребуются следующие материалы:
• 2 иглы вышивальные;
• Ножницы;
• Пяльцы;
• Нитки мулине;
• Ткань для вышивания;
• Простой карандаш;
• Игольница;
• Наперсток;
• Короба для принадлежностей для вышивания;
• Иллюстрации и образцы.
Слайд № 9 Работа с родителями: это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки ребёнка к письму.
Слайд № 10 С детьми я распределила работу в 3 этапа:
Подготовительный этап Перед тем, как начать работу над вышивкой мы организовали выставки вышитых изделий, выполненных родителями, сотрудниками детского сада. Я старалась заинтересовать новым видом художественного труда – вышивкой.
Далее - познакомила с правилами обращения с иглой, организацией рабочего места, с материалами, инструментами и их назначением для вышивания (ножницы, наперсток, игла, пяльца)
Очень важную роль играет овладение знаниями и умениями, обеспечивающими безопасность и культуру труда на всех этапах трудового процесса:
-бережное обращение с инструментами (иглами и ножницами);
-поддержание порядка на рабочем месте.
Слайд№11 На следующем, основном этапе - дети овладели техническими приемами (научились правильно держать иголку и правильно вдевать нитку, завязывать узелок, запяливать ткань, познакомились со швами: «Вперед иголку», «Вперед иголку по кругу», «Вперед иголку двойной».
Так как вышивание является очень тонкой и кропотливой работой, то сначала не у всех получалось и с некоторыми детьми мы занимаемся индивидуально.
На этом же этапе дети овладели приемами:
- пришивания пуговиц с 2 и 4 отверстиями;
- перевода рисунка на ткань с помощью трафаретов;
- используют в своей работе и проверяют ход своей дальнейшей деятельности по пооперационным картам;
- используют ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, проявляя при этом творчество, сами проявляли свою индивидуальность, выбирая при этом самостоятельно несложный сюжет своей будущей работы (яркое солнышко, яблочко, кораблик и др.);
- принимали участие в оформлении вышивок на групповую выставку детских работ к календарным праздникам;
- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др. ;
Слайд № 12 3 этап – Заключительный «Ребёнок в мире вышивки»
С течением времени у детей всё стало получаться и мы постепенно стали переходить на более сложные вышивки, где темой был пейзаж или сюжетная композиция. После такой работы дети гораздо быстрее усваивали знания о правилах вышивания и о самой вышивке. На праздник - «Мамин день», дети самостоятельно вышили и подарили своим мамам нарядные салфетки.
Все эти этапы связаны между собой, ведь только при условии владения системными знаниями о вышивке ребёнок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых процессов и сможет проявить творчество в вышивании.
Слайд № 13
Моя работа строится в интеграции следующих образовательных областей:
Слайд № 14 В ОО «Безопасность» я продолжаю напоминать детям элементарные правила поведения: нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос.
Слайд № 15 В ОО «Познание» : Беседовали и рассказы по истории вышивки, рассматривали с детьми иллюстрации.
Слайд № 16 В ОО «Социализация» Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Ателье», подвижную игра «Ниточка иголочка»
Слайд № 17 В ОО «Коммуникация» Разучивали скороговорки, потешки, разгадывали загадки. В ОО «Чтение художественной литературы» Знакомились со сказками «Три нитки», «Куда иголка туда и нитка», рассказами Б. Бычко «Невеличка», В. Степанов, «Умелые помощники»,Н Носов «Заплатка».
Слайд № 18 В ОО «Художественное творчество» происходит развитие продуктивной деятельности, с помощью трафарета рисовали узоры на ткани.
Слайд № 19 С помощью ОО «Труд» происходит развитие навыков самообслуживания (Умение зашнуровать ботинки, пришивать пуговицу и т. д.)
Слайд № 20 Для планомерной и продуктивной работы необходимо создание предметно – развивающей среды, которая может быть представлена таким образом, которая представлена на слайде.
Слайд № 21 И естественно, я предвижу ожидаемый результат, где
дети научатся:
Слайд № 22 В конце учебного года, подводя итог всей работы, отмечаем, что совместными усилиями мы добились неплохих результатов. К концу года снизилось число детей с низким уровнем (от 36% до 16%, увеличилось число детей со средним (от 60% до 71%) и высоким (от 4% до 28%) уровнем развития мелкой моторики. Уровни усвоения знаний, навыков и умений даны в сравнении на начало и конец года.
Таким образом, сравнительный анализ показывает, что дети подготовительной группы имели наиболее низкие показатели развития мелкой моторики рук. Последовательная систематическая работа с использованием художественного ручного труда, т. е. вышивки, дала значительную положительную динамику.