Марина
Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что для ее изучения необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.
В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Публикация «Сообщение на педагогическом совете „Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения“» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погруженные в воду, люди и многое другое.
Существует несколько источников опасности. Делят их на 3 группы:
1) природные,
2) техногенные,
3) социальные.
С момента своего появления на земле человек столкнулся с природными опасностями : пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.) и т. п.
Некоторые исследователи выделяют экологические опасности : нарушающие экосистему: загрязнение атмосферы, воды, почвы, истребление лесов и т. п.
С развитием человеческого общества к природным опасностям прибавились техногенные (связанные с техникой) : острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое.
К социальным относят опасности, создаваемые человеком: драки, убийства, преступления, политические конфликты, войны, алкоголизм, наркоманию и другие пороки человеческого общества.
Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания человека.
1) Опасности дома (или бытовые).
2) Опасности на природе.
3) Опасности на улице и дороге.
4) Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные классификации, мы видим, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
Под безопасностью понимают такое состояние человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность причинения вреда его существованию, как другими, так и им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам.
Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предвидение опасности,
2) уклонение от опасности,
3) преодоление опасности.
Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников.
Угроза может исходить:
А) от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям;
Б) от среды обитания: природной, техногенной, социальной (других людей, в военной обстановке.
Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средства защиты.
Уклонение от опасности предполагает :
- представление о возможном характере развития опасной ситуации;
- знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;
- правильную оценку ситуации.
Преодоление опасности предполагает :
- умелое поведение в опасных ситуациях;
- знание способов защиты и владения навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями);
- владение навыками само- и взаимопомощи.
Опыт безопасного поведения детей (ОБП) рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
Показатели ОБП, отражающие уровень его сформированности:
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
- отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что осознание необходимости мер предосторожности проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами.