Папки-передвижки

«Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении»

Татьяна Лой
«Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования, принятой Правительством РФ в 2011 году. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены на повышение качества образовательных услуг.

Одна из основных целей модернизации ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решаются задачи – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е. А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».

Публикация «„Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорит о «Организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В современной образовательной политике получили развитие несколько подходов, которые вы можете увидеть на экране.

С января 2002 года в детском саду функционирует специализированная группа для детей с тяжелыми нарушениями физического, нервно-психического и речевого развития. Цель открытия группы – адаптация детей с ограниченными возможностями, которая дает возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Основная задача – работы педагогов детского сада – обеспечение плавности и легкости социальной адаптации ребенка и его родителей.

В данную группу принимаются дети по решению городской психолого-медико-педагогической комиссии. Работа с детьми осуществляется в следующих направлениях: лечебно-оздоровительное, коррекционное, социальное.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители регулярно работают в сотрудничестве, открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей.

Дети-инвалиды получают своевременную раннюю коррекцию, в ежедневных специальных развивающих занятиях с воспитателем, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и плаванию, а также в постоянных контактах со сверстниками.

Специалисты, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:

-данные диагностических обследований специалистов детского сада;

-сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;

-результаты психологического наблюдения за детьми.

Психолого-медико-педагогический консилиум – координатор коррекционно-образовательной и воспитательной работы в коррекционной группе.

Направление сопровождения:

• Медицинское,

• Психологическое,

• Педагогическое,

• Коррекционное.

Заседания ПМПК проводятся 4 раза в год. На них обсуждаются результаты совместной деятельности педагогов, намечаются пути дальнейшей работы. Корректируются образовательные маршруты с учетом особенностей детей, даются рекомендации родителям.

Медицинское обеспечение, в т. ч. массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.

В результате адаптационных занятий многие дефекты моторики и физического развития детей сглаживаются и корректируются, улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Коррекционная работа включает время для осуществления организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом или психическом развитии детей. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

В содружестве со специалистами детского сада мы проводим тематические занятия Клуба для родителей «Поможем, друг другу», проводим консультации, мини- тренинги, круглые столы. Родители детей с ОВЗ участвуют в процессе обучения и развития своих детей, они включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка, занимают активную позицию сотрудничества.

Для родителей и детей с ОВЗ проводим игровые сеансы лекотеки (одной из новых форм дошкольного образования, где происходит игровое взаимодействие специалистов детского сада, родителей и детей с ОВЗ, совместно с дети мамы и бабушки играют в различные игры. Завершением таких игровых сеансов является общение за сладким столом.

Для наилучшей социальной адаптации в коррекционной группе создана благоприятная развивающая среда, которая безопасна, комфортна и уютна. Созданная среда вариативна, у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями есть выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности). Группа оборудована специальными тренажерами, модулями, сухим бассейном.

В своей работе с детьми мы применяем материал на развитие мелкой моторики: разного вида мозаики, вкладыши, пирамидки, пуговицы, палочки, конструкторы, предметные кубики, пособия-мякиши, строительные наборы, бусы, пособия по шнуровке, выбиванию втулок. Дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, применяя красочные модули для постройки машины, корабля, поезда.

Идея инклюзивного образования – это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Нахождение детей в данной группе способствует не только коррекции психофизиологических процессов у воспитанников, а также социализации детей в детском коллективе.

Если это не противоречит медицинским показаниям, то дети посещают группу общеразвивающего вида, где проходят обучение в непосредственно образовательной деятельности по лепке, аппликации, рисованию и развитию речи. Для организации инклюзивного процесса чаще всего занятие проходят в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе, в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение.

Праздники, экскурсии, конкурсы, важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых. Наши дети ходят в гости к сверстникам, посещают концерты, театрализованные представления и кукольные спектакли, участвуют в акциях «Внимание дети», «Спорт – это здорово!», «Встречаем птиц», вместе с родителями принимают участие в различных творческих конкурсах.

Дети ежегодно проходят курсы восстановительного лечения в областной клинической больнице, в реабилитационном центре «Бардагон» для детей и подростков с ограниченными возможностями и в Зейском центре «Родник». Дальнейший контроль лечения осуществляется врачом детского сада. Большой упор делается на разъяснительную работу с родителями о необходимости непрерывного реабилитационного лечения.

За десятилетний период существования коррекционной группы медико-социальную адаптацию уже прошли 29 детей дошкольного возраста и 7 дошкольников проходят адаптацию в настоящее время.

Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционно-воспитательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья дает положительный результат, а именно:

• Поднимает ребенка на более высокий уровень развития.

• Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

• Обеспечивает необходимую подготовку некоторых детей к школе.

• Принятие детским коллективом детей с особенностями развития.

• Дети привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Все специалисты детского сада испытывают искреннюю радость каждому достижению, которое удается нашим детям, ведь их успехи – это и успехи нашей работы.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большему количеству детей, обеспечение родителям консультативной поддержки, а также подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Развитие системы дошкольного образования ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ: • Обеспечение государственных гарантий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 20 января 2015 в 08:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лой (УИ 297989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД