Людмила Кистерева
«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.
Задачи:
• осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;
• развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;
План:
1. Вступление
2. Выполнение заданий педагогами.
3. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
Публикация «„Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями воспитанников“» размещена в разделах
4. Результатом участия педагогов в практикуме является приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями; моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями, преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям; осознавать собственные трудности в общении.
Необходимое оборудование:
• Бумага – А4
• Карандаши,
• Ножницы
• Журналы
• Цветная бумага,
• Планшеты,
• Пластилин,
• Клей,
• Колонки,
• Стол,
• Стулья по кол-ву участников +ведущему,
• Ручки,
• Фломастеры,
• Доска,
• Маркер.
Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии «Связанные одной целью». Каждый из вас, как опытный педагог, знает, что общение с родителями порой нелегкий, а иногда и неблагодарный труд. Сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приемами, которые призваны помочь Вам в работе с родителями ваших воспитанников.
И первое, что я бы хотела Вам предложить: поделиться на две команды. Сейчас, мы перенесемся с Вами в Японию и станем участниками традиционного театра «Театра Кабуки».
Игра «театр Кабуки»
В нашем театре три персонажа:
Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит "банзай". Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим "банзай"! На счет три-четыре!
Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим - р-р-рррр.
Принцесса. "Ну, принцесса у нас будет "тепленькая". Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет "ля-ля-ля".
Эта игра похожа на детскую игру "Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т. е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда. По моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Игра будет играться до трех побед.
Упражнение 2. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель упражнения: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Спасибо. Напоминаю, что цель нашего мероприятия – познакомиться с приемами работы над взаимоотношениями с родителями. Поэтому, я предлагаю выйти из образов и продолжить нашу встречу. Обратите, пожалуйста, внимание на стол, перед Вами лежат различные материалы (карандаши, журналы, бумага, клей, мелки и пр.). Выберите себе напарника, с которым будете работать. Вам предлагается создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства. Теперь, необходимо создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Давайте присядем и посмотрим,что у нас получилось.
Анализ упражнения
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
Упражнение 3. «Осознание уровня удовлетворенности в общении с родителями».
Цель упражнения: выяснение удовлетворенности воспитателей об-щением с родителями воспитанников и ее причин.
К сожалению, часто найти общий язык с человеком, нам мешают наши собственные установки и стереотипы. Что бы увидеть это наглядно. Я предлагаю представить идеального родителя, с которым было бы приятно и легко общаться. После предыдущего упражнения сделать это будет не сложно. Сейчас я раздам Вам листочки, на которых предлагаю написать 5 (в столбик) наиболее важных качеств, которыми должен обладать такой родитель. После этого в воображении необходимо воссоздать образ одного из реальных родителей, с которым общение выстраивается наиболее легко. Предположим, что каждое из описанных вами качеств у идеального родителя – 100%. Теперь попробуйте оценить в процентах (примерно, выраженность качеств родителя с которым приятно общаться (назовем его реально хороший родитель) Полученные условные проценты записываются слева, напротив каждого качества идеального родителя. Получилось? Теперь вспомните образ того родителя, общение с которым наименее приятно («реально плохой родитель», и проведите аналогичным образом оценку его качеств, записав их справа. У нас получится такая табличка (демонстрация таблички). Теперь произведем нехитрый расчет, сложив все проценты «реально хорошего родителя» и разделим их на 5, запишем что получилось. И то же самое, сделаем с «реально плохим родителем» - сложим его проценты и разделим на 5. Таким образом, мы получим условный средний процент удовлетворенности «реально хорошим родителем» и «реально плохим родителем». Интересно, что получится дальше. Теперь, сравним средние проценты, и найдем разницу между ними. Чаще бывает так, что средний процент удовлетворенности родителем, который нравится наиболее, значительно больше, чем средний процент удовлетворенности общением с родителем, который нравится менее других. Чем выше полученная разность, тем в большей степени педагогу свойственно создавать некоторую идеальную модель и «подгонять» под нее конкретный родителей. Эта установка выражена, если получаемая разница выше 40%. Затем воспитателям предлагается выделить качество (или качества) личности, по которому расхождение индексов наибольшее.
Такое различие свидетельствует о том, что, вероятно, именно этому качеству придается особое значение в общении с родителями. Например, таким качеством является желание слушать ваши советы. Родителями, которые безоговорочно следуют вашим советам, вы удовлетворены, другими удовлетворены в меньшей степени. И в процессе общения пытаетесь «подогнать» родителей именно под это качество. Подумайте, не бывает ли так, что родитель, который не соответствует вашему идеалу, вызывает у вас раздражение, а отсюда к нему возникает отрицательное отношение. Попробуйте проанализировать, почему тому или иному свойству вы придаете такое значение. Не связано ли это с собственным эгоцентризмом. Например, с родителем, который во всем соглашается с Вами, общаться проще, такой родитель доставляет вам меньше отрицательных эмоций. Подумайте, не важнее ли для Вас собственное эмоциональное благополучие, чем переживания по поводу того, что Вам не нравится в родителе.
Анализ упражнения
1. Зависит ли Ваше общение с родителями от того, как Вы вос-принимаете их?
2. Проще ли Вам общаться с родителями, обладающими качествами, которые Вы цените в людях?
3. Можно ли, по Вашему мнению, изменить ситуацию?
Упражнение 4. «Войди в круг»
Цель упражнения: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура выполнения
Часто, успех в общении с родителями, напрямую зависит от нашего умения проявлять гибкость в общении. Для выполнения следующего упражнения, нам необходимо встать в круг и крепко взяться за руки – это будет круг родителей. Один участник останется за кругом – воспитатель. Задача воспитателя – войти в круг, задача родителей удержать круг. (Выбираются 3 добровольца и выходят за дверь, «родителям» объясняется, что впустить в свой круг можно только тогда, когда «воспитатель» подберет верный тон обращения и необходимые слова). Спасибо, присаживайтесь пожалуйста в наш круг.
Анализ упражнения
1. Что Вы испытывали выполняя упражнение?
2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Упражнение 5. «Желаю Вам.»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения
Сейчас, я предлагаю Вам, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
Комментарий к упражнению: Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Игра «Апчхи»
Цель упражнения: поднятие настроения
В окончании нашего занятия я бы хотела предложить вашему вниманию маленькую игру.
Процедура выполнения.
Сейчас, каждый из Вас получит сверток со словом («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик» и т. д.).По моей команде (дам отмашку, необходимо громко крикнуть свое слово. Проводится репетиция: сначала каждый по отдельности четко произносит свое слово. Затем, по сигналу, все участники группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи». Успех «чихания» зависит от того, насколько прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других. По окончанию игры : «Будьте здоровы!».
Рефлексия занятия
Педагогам предлагается выбрать из лежащих перед ними схематических изображений эмоциональных состояний (грусть, радость, удивление, гнев) сначала то, которое они соотносят со своим состоянием в начале занятия, затем — в конце занятия.
Спасибо за внимание, если есть какие-то мысли, пожелания, пожалуйста выскажите. Всем удачного дня.