Ирина Никитина
Познание детьми раннего возраста своего физического «Я» в процессе в воспитания культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю над этой темой уже 3-й год.
В своей работе я опираюсь на сензитивность периода детей этого возраста по усвоению эталонов культурно-гигиенических навыков.
Обучение детей осознанному отношению к своему здоровью должно находить подкрепление в процессе всего пребывания ребенка в детском саду.
Важнейшим условием является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня, поэтому свою работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков я начала с отработки всех режимных процессов.
Публикация «Познание детьми раннего возраста своего физического „Я“ в процессе в воспитания культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Большинство педагогов, физиологов, медиков определяют режим как основу жизни маленького ребенка.
Для проведения всех режимных процессов разделила детей на 2 подгруппы. В первую (младшую) подгруппу вошли дети в возрасте от
2-х до 2,6 лет, а также ослабленные дети.
Во вторую (старшую) от 2,6 до 3-х лет.
Режимные процессы провожу с младшими и ослабленными детьми в первую очередь.
Показателями правильно составленного режима для меня являются:
• отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т. д.);
• соответствие возрасту;
• спокойный переход ребенка от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот, от одного вида деятельности к другому);
• хороший аппетит и глубокий сон ребенка;
• активное участие ребенка во всех режимных процессах и положительное отношение к ним.
Развитие и воспитание личности в раннем возрасте происходит в большей степени в «бытовой» деятельности, в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и т. д.).
Ведущая роль в организации всех процессов принадлежит взрослому и, в первую очередь, воспитателю.
Поэтому, создавая все условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, решаю ряд задач:
• воспитание самостоятельности как относительной независимости от взрослого;
• развитие самоуважения, чувства собственного достоинства, уверенности в себе через накопление опыта самостоятельных действий в бытовых процессах;
• через действия с предметами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды, обуви и др.) я стараюсь заложить основы будущей культуры труда, бережливости к вещам;
• воспитание навыков опрятности, культуры еды – что принято называть культурно-гигиеническими навыками;
• воспитание доброжелательного отношения друг к другу, так как в условиях детского сада при выполнении процессов самообслуживания возникает множество ситуаций, требующих от малышей личностных контактов.
Для решения выше названных задач я, совместно с коллегами, в группе создала соответствующие условия.
Вся обстановка для выполнения бытовых процессов соответствует росту ребенка.
Предметы и оборудование для элементарных трудовых действий (клеенки, фартучки, варежки, тряпочки и т. д.) имеют определенное место хранения, которое знают дети. Все это способствует развитию самостоятельности детей.
Участие ребенка во всех процессах я сопровождаю положительными эмоциями, иначе ребенок может быть не восприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому очень важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло – такого размера, чтобы ребенок смог удержать его в руках; посуда для еды – привлекала своим внешним видом.
Все режимные моменты продумываю с точки зрения постепенного включения детей в процесс, чтобы максимально обеспечить индивидуальный подход к детям.
Я взяла за правило: сначала ребенок пробует совершать действие сам и только в случае его неудачной попытки – оказываю помощь малышу.
Следующим условием было – обучение ребенка алгоритмам проведения бытовых процессов, когда целостный процесс разбивается на мелкие действия. Рассмотрим процесс «одевание – раздевание». Если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.
Талантливые нижегородские педагоги под руководством
Г. Г. Григорьевой разработали технологические карты по обучению детей одеванию и раздеванию.
Например, чтобы снять и поставить обувь, действие выполняется в следующей последовательности:
• ноги в обуви поставить вместе,
• наклоняясь, развязать шнурки (отстегнуть застежку и т. п. ,
• ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ступнями ног.
Место ребенка, расположение вещей:
• наклонившись, и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви.
Действия взрослого в помощь ребенку:
• помогите расстегнуть обувь, если самостоятельные попытки ребенка не приводят к результату, покажите движение, которым задвигается обувь под стул.
Не надо отступать от принятого порядка и способов действий. Постоянно хвалю и поощряю ребенка за то, что он делает все правильно: «вот как Сонечка сняла и поставила туфельки правильно, обе вместе, под стул, они не поссорились, смотрят друг на друга».
За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, уже не хвалю, а одобрительно смотрю на него.
На первых порах малышу нужна еще помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним я чуть-чуть подправляю движение ребенка так, чтобы он почувствовал «рисунок» движения, который приведет к желаемому результату.
Во время этого действия называю предметы одежды, обуви. Читаю потешку, называя имя ребенка. Обыгрываю действия ребенка.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и замки «молнии», но нет умения, поэтому я учила их этим действиям в ходе дидактических игр:
• «Надень Матрешке фартук»,
• «Застегни пуговицу»,
• «Пристегни лепесток к цветку» и др.
Предлагала детям помочь друг другу.
Очень сложно научить детей умываться, дети часто превращают этот процесс в игру.
Подготовку к умыванию начинаю в раздевальной комнате.
• Показываю и объясняю, как надо засучивать рукава.
• Использую стихотворные строки.
Умывание провожу с небольшой подгруппой детей. При умывании отрабатывала алгоритм умывания, разбивая весь процесс на маленькие действия:
• смочили руки и мыло,
• намылили,
• растерли пену на руках, как «рукавички надели»,
• смыли пену,
• повторили процесс намыливания еще раз,
• смыли пену,
• отжали воду с рук,
• взяли полотенце,
• развернули,
• насухо вытерли руки.
В умывальной комнате повесила 2 полотенца: Чистюльку и Грязнульку. Объясняю детям, что если плохо мыть руки, то полотенце будет грязным.
Использую во всех режимных моментах игрушку Зайчика, который подсказывает действия и хвалит детей, если они все выполнили правильно.
Приучаю детей следить за собой, замечать неполадки в одежде, прическе (у каждого ребенка есть своя расческа).
Подсказываю детям, что причесываться надо перед зеркалом, хвалила их за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Алиса красивая! Она перед обедом умылась и причесалась».
Ответственным моментом в режиме дня является кормление. С первого дня за каждым ребенком закрепляется постоянное место за столом. Большое значение имеют сервировка стола, которая вызывает неосознанное желание быть аккуратным:
• скатерти или салфетки,
• бумажные салфетки,
• салфетки и нагрудники, для тех, кто еще не умеет, есть аккуратно,
• красивая посуда.
Сначала за стол приглашаю детей с плохим аппетитом. Если ребенок отказывается от еды или ест плохо, я не пытаюсь кормить его насильно. Я всегда помню, что пища, съеденная без аппетита, не принесет пользы. И в этом случае пробую использовать игровой прием: «Даша, давай доедим кашку и посмотрим, не улетела ли птичка» (имеется в виду рисунок на дне тарелки).
Процесс кормления использую для развития детей: они узнают названия блюд, их вкусовые качества (кислое, сладкое, соленое, физические свойства (холодное, горячее, теплое, цвет, форму, если обговариваются действия, называются блюда, их качества.
После окончания еды дети обязательно идут полоскать рот. Объясняю детям, почему именно после еды надо полоскать рот. Рассказываю, что зубы надо беречь. Вот методика обучения детей полосканию рта водой.
В стаканчики наливается 50 – 60 мл воды. Здесь нужна маленькая хитрость: столик с чашечками желательно поставить так, чтобы, направляясь в туалетную комнату, ребенок не мог пройти мимо, не мог не увидеть их. Для большинства детей эта процедура новая и не такая уж легкая, поэтому я принимаю в ней непосредственное участие, показываю и рассказываю малышам, что и как нужно делать.
В рот берется небольшой глоток воды, чтобы его можно было «погонять» от щеки к щеке, вверх-вниз, между губами и зубами, пульсирующими движениями до упора слева - справа.
В процессе полоскания в рот нужно взять 5-6 глотков воды. И в конце обязательно хвалю детей за старания.
На третьем году жизни детей постепенно приучаю пользоваться зубной щеткой. Пока они чистят зубы щеткой, смоченной водой, без пасты. Важно следить за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не чистил зубы поперек их оси. Это может привести к преждевременному стиранию эмали.
Стоматологи рекомендуют пользоваться пастами «Чебурашка» или «Фтородент», поскольку в них содержится противокариесные добавки. Чистить зубы необходимо не менее 2-3 раз в день. В детском саду это лучше делать утром после завтрака и после обеда.
При правильном воспитании к 3-м годам наши дети научатся:
• есть спокойно, не торопясь, соблюдая элементарные правила культуры еды;
• спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;
• выражать свои просьбы словами («Подай, пожалуйста, салфетку»);
• говорить «спасибо» после еды.
Главное, не пропустить благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.
Психическое и личностное развитие детей идет не только в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях.
По программе «Познаю себя» в сетке занятий предусмотрено 1 занятия в месяц, вся остальная работа проводится постоянно в бытовой деятельности.
Я считаю, что дальнейшая работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков с использованием педтехнологий программы «Познаю себя» - даст положительные результаты к концу года и наши дети пойдут в детский сад подготовленными.