МААМ-картинки

«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)

Елена Давыдова
«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем.

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.

Публикация «„Правильное дыхание с детства“, Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)» размещена в разделах

Наибольшее число перенесенных заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому работа по оздоровлению таких детей проводится круглогодично.

В ДОУ № 583 присмотра и оздоровления разработана физкультурно-оздоровительная программа “ Правильное дыхание с детства”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.

Почему такой срок? (1 год)

Дело в том, что данная программа начинает свою работу с момента поступления ребёнка в детский сад и рассчитана на один календарный год, с последующим переводом ребёнка в группу болеющих эпизодически.

Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.

Данная концепция является результатом:

- изучения специальных медико-педагогических источников литературы;

- анализа современных здоровьесберегающих технологий;

- обобщения опыта оздоро­вительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного обра­зовательного учреждения;

- разработки и апробации оригинальных идей (на 1Х Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «специалисты физической культуры и спорта дошкольных образовательных учреждений» высоко оценено практическое значение созданных на базе МБДОУ игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры дошкольников).

В программе представлены рациональные подходы к организации и прове­дению оздоровительных и закаливающих мероприятий в общеразвивающих группах.

Цель программы.

Программа “ Правильное дыхание с детства” направлена на профилактику ОРВИ, ОРЗ, на реабилитацию и повышение резистентности организма часто болеющих детей.

Основные задачи:

- внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы;

- мониторинг результатов реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ;

– перевод детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих;

- формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья;

- умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Основные принципы программы.

Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы, апробированы на практике и направлены на укрепление здоровья.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.

Принцип активности и сознательности – польза от образовательной деятельности может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и на применение найденных методов на практике.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуально – личностной ориентации - учет индивидуального уровня развития и состояния здоровья детей, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй (заполнение индивидуального «Паспорта здоровья» для каждого ребёнка).

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления программы.

I. Профилактические:

1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.

2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

3. Выполнение санитарно- гигиенического режима.

4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность, полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).

7. Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Основные направления программы.

I. Профилактические:

1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.

2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

3. Выполнение санитарно- гигиенического режима.

4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность, полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).

7. Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

ІІ. Учебные:

1. Обучение основам оздоровительной гимнастики.

2. Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.

3. Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений :

«Респираторная гимнастика» Э. В. Стрельцовой;

«Гимнастика выжимания» Б. С. Толкачёва;

«Спасительная гипоксия» К. П. Бутейко;

«Оздоровительное дыхание» Ю. И. Першина;

«Закаливающее дыхание» А. Уманской и К. Динейки.

Дыхательная гимнастика О. Г. Лобановой и Е. Я. Поповой.

Система трехфазного дыхания Л. Кофлера

Метод задержки дыхания Ю. Буланова;

Гипервентиляционная дыхательная техника;

Метод "рыдающего дыхания" Ю. Г. Вилунаса

ІІІ. Коррекционные:

1. Увеличение жизненной емкости легких.

2. Увеличение физической работоспособности и выносливости.

3. Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.

ІV. Валеологические:

1. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).

2. Создание благоприятных условий для оздоровления организма.

3. Выработка гигиенических навыков.

V. Психологические:

1. Улучшение эмоционального состояния.

2. Снятие психологической напряженности.

3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Мероприятия по снижению заболеваемости.

1. Медицинский и административный контроль за заболеваемостью.

2. Работа с родителями по профилактике инфекционных и простудных заболеваний детей. Большое значение придаётся вакцинопрофилактике, закаливающим процедурам, своевременной изоляции больных детей.

3. Выполнение комплекса оздоровительной программы.

4. Мероприятия по профилактике гриппа и ОРЗ в эпидемиологический период.

5. Строгое соблюдение режимных моментов.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:

1 блок. Специально организованное обучение. Формы проведения физкультуры : традиционная, игровая, сюжетная, тематическая, комплексная, итоговая. Физкультурно-познавательная – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

Реализация программы «Правильное дыхание с детства» базируется на комплексном подходе в работе с детьми. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

С учётом специфики дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимости создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, были определены следующие особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ :

1. Установление партнерских отношений всех участников процесса :

- мотивация родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.

2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж, посещение спелеокамеры и др., способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

3. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

4. Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

(Продолжение следует)

Публикации по теме:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая) «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким.

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Веселые гномики» (часть первая) Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные.

Физкультурно-оздоровительная гимнастика Физкультурно-оздоровительная гимнастика. Сентябрь Задачи Продолжить учить расправлять плечи при ходьбе, не опускать голову; касаться пятками.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной организации Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации Укрепление и сохранение здоровья детей основная задача дошкольного образования,.

Физкультурно-оздоровительная работа в летний период Физкультурно-оздоровительная работа в летний период. Лето- самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. Поэтому основная цель.

Физкультурно-оздоровительная работа в первой младшей группе Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым.

Конспект НОД по ФГОС в средней группе на тему «Правильное дыхание — путь к здоровью» Цель: создать социальную ситуацию для развития у ребенка осознанного отношения к своему здоровью путем правильного дыхания. Задачи: 1.

Отчет физкультурно-оздоровительная работа в средней группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 пгт. Ярославский Хорольского муниципального.

Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть первая) часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 с. 1 Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии.

Рабочая программа. Часть первая Целевой раздел Пояснительная записка. Перечень нормативно-правовых документов. Рабочая программа разработана в соответствии с : - Федеральным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)
Опубликовано: 19 мая 2016 в 21:20
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД