«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)

Елена Давыдова
«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем.

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.

Наибольшее число перенесенных заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому работа по оздоровлению таких детей проводится круглогодично.

В ДОУ № 583 присмотра и оздоровления разработана физкультурно-оздоровительная программа “ Правильное дыхание с детства”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.

Почему такой срок? (1 год)

Дело в том, что данная программа начинает свою работу с момента поступления ребёнка в детский сад и рассчитана на один календарный год, с последующим переводом ребёнка в группу болеющих эпизодически.

Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.

Данная концепция является результатом:

- изучения специальных медико-педагогических источников литературы;

- анализа современных здоровьесберегающих технологий;

- обобщения опыта оздоро­вительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного обра­зовательного учреждения;

- разработки и апробации оригинальных идей (на 1Х Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «специалисты физической культуры и спорта дошкольных образовательных учреждений» высоко оценено практическое значение созданных на базе МБДОУ игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры дошкольников).

В программе представлены рациональные подходы к организации и прове­дению оздоровительных и закаливающих мероприятий в общеразвивающих группах.

Цель программы.

Программа “ Правильное дыхание с детства” направлена на профилактику ОРВИ, ОРЗ, на реабилитацию и повышение резистентности организма часто болеющих детей.

Основные задачи:

- внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы;

- мониторинг результатов реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ;

– перевод детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих;

- формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья;

- умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Основные принципы программы.

Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы, апробированы на практике и направлены на укрепление здоровья.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.

Принцип активности и сознательности – польза от образовательной деятельности может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и на применение найденных методов на практике.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуально – личностной ориентации - учет индивидуального уровня развития и состояния здоровья детей, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста. Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй (заполнение индивидуального «Паспорта здоровья» для каждого ребёнка).

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления программы.

I. Профилактические:

1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.

2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

3. Выполнение санитарно- гигиенического режима.

4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность, полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).

7. Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

Основные направления программы.

I. Профилактические:

1. Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.

2. Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

3. Выполнение санитарно- гигиенического режима.

4. Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

5. Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6. Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность, полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).

7. Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры, правильной осанки, профилактика плоскостопия.

ІІ. Учебные:

1. Обучение основам оздоровительной гимнастики.

2. Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.

3. Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений:

«Респираторная гимнастика» Э. В. Стрельцовой;

«Гимнастика выжимания» Б. С. Толкачёва;

«Спасительная гипоксия» К. П. Бутейко;

«Оздоровительное дыхание» Ю. И. Першина;

«Закаливающее дыхание» А. Уманской и К. Динейки.

Дыхательная гимнастика О. Г. Лобановой и Е. Я. Поповой.

Система трехфазного дыхания Л. Кофлера

Метод задержки дыхания Ю. Буланова;

Гипервентиляционная дыхательная техника;

Метод "рыдающего дыхания" Ю. Г. Вилунаса

ІІІ. Коррекционные:

1. Увеличение жизненной емкости легких.

2. Увеличение физической работоспособности и выносливости.

3. Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.

ІV. Валеологические:

1. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).

2. Создание благоприятных условий для оздоровления организма.

3. Выработка гигиенических навыков.

V. Психологические:

1. Улучшение эмоционального состояния.

2. Снятие психологической напряженности.

3. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.

4. Развитие коммуникативных навыков.

Мероприятия по снижению заболеваемости.

1. Медицинский и административный контроль за заболеваемостью.

2. Работа с родителями по профилактике инфекционных и простудных заболеваний детей. Большое значение придаётся вакцинопрофилактике, закаливающим процедурам, своевременной изоляции больных детей.

3. Выполнение комплекса оздоровительной программы.

4. Мероприятия по профилактике гриппа и ОРЗ в эпидемиологический период.

5. Строгое соблюдение режимных моментов.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:

1 блок. Специально организованное обучение. Формы проведения физкультуры: традиционная, игровая, сюжетная, тематическая, комплексная, итоговая. Физкультурно-познавательная – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

Реализация программы «Правильное дыхание с детства» базируется на комплексном подходе в работе с детьми. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

С учётом специфики дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимости создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, были определены следующие особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ:

1. Установление партнерских отношений всех участников процесса:

- мотивация родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения и оздоровления.

2. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж, посещение спелеокамеры и др., способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников.

3. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.

4. Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.

(Продолжение следует)

Публикации по теме:

Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ (часть первая) «Здоровью научить нельзя — надо воспитывать потребность быть здоровым». «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким.

Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «Веселые гномики» (часть первая) Пояснительная записка: Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решить многие актуальные.

Физкультурно-оздоровительная гимнастика Физкультурно-оздоровительная гимнастика. Сентябрь Задачи Продолжить учить расправлять плечи при ходьбе, не опускать голову; касаться пятками.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной организации Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации Укрепление и сохранение здоровья детей основная задача дошкольного образования,.

Физкультурно-оздоровительная работа в летний период Физкультурно-оздоровительная работа в летний период. Лето- самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. Поэтому основная цель.

Физкультурно-оздоровительная работа в первой младшей группе Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым.

Конспект НОД по ФГОС в средней группе на тему «Правильное дыхание — путь к здоровью» Цель: создать социальную ситуацию для развития у ребенка осознанного отношения к своему здоровью путем правильного дыхания. Задачи: 1.

Отчет физкультурно-оздоровительная работа в средней группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 пгт. Ярославский Хорольского муниципального.

Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии (часть первая) часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 с. 1 Программа занятий по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста посредством игровой терапии.

Рабочая программа. Часть первая Целевой раздел Пояснительная записка. Перечень нормативно-правовых документов. Рабочая программа разработана в соответствии с : - Федеральным.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Насекомые и пауки
  • История
Автор публикации:
«Правильное дыхание с детства». Физкультурно-оздоровительная программа (часть первая)
Опубликовано: 19 мая 2016 в 21:20
+147Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 72.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...