Наталия Бобыкина
Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада»
Условием для полноценного развития дошкольника является формирование среды, способствующей раскрытию его потенциала. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Для этого в рамках группового пространства созданы игровые и развивающие центры :
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем!» Представленные в центре игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей при создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр.
- центр уединения «Мой маленький мир». В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть уголок уединения, который располагает к созерцанию и тихим беседам.
- центр безопасности «Уроки Спасика». Центр безопасности должен быть оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, деятельности для закрепления знаний правил пожарной, дорожной безопасности, безопасности в быту.
- физкультурно-оздоровительный центр «Малыши – крепыши». Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений).
- музыкально - театрализованный центр «В гостях у сказки». Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. В данном центре представлены виды театров, атрибуты, способствующие развитию коммуникативных навыков и способностей детей, связной речи (диалогической и монологической, обогащению социального опыта и коррекции поведения воспитанников в различных игровых ситуациях и постановках. Создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.
- центр краеведения «Мой любимый город». Содержание центра направлено на формирование знаний об истории родного города и края, позволяет познакомить детей с истоками фольклора, с народными праздниками, традициями, обычаями и бытом, с народными промыслами России. В этом центре широко используются результаты проектной деятельности участников образовательных отношений: фотографии, макеты «Любимые уголки родного города», созданы мини-музеи «Куклы народов мира», «Бюро путешествий».
- познавательно - речевой центр «Маленькие умники» охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип: все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей, все можно потрогать, взять в руки и рассмотреть. Центр периодически обогащается новыми играми, пособиями, красочным материалом и пополняется с учетом: пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей, обеспечения зоны ближайшего развития, неисчерпаемой информативности.
- центр природы «Зелёные друзья» служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольников. Необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы. Здесь будут уместны детские поделки из природного материала.
-центр экспериментирования «Познавай-ка». В процессе проведения опытов и экспериментов дети учатся видеть и решать проблему, ставить цель и прогнозировать результат посредством анализа, то есть формулируют в речи объект или явление, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Важным становится умение ребенка планировать процесс работы. Предметное наполнение центра экспериментирования должно быть безопасным для детей.
При оформлении предметно-развивающей среды группового пространства учитывается мнение воспитанников, и используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности.
Взаимодействие в различных центрах в непосредственном диалоге позволяет ребенку получать необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других сверстников, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу, т. е. овладевать навыками социального взаимодействия в соответствии с нравственными нормами для успешной социализации.