Лилия Ляпустина
«Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья из опыта работы
«Предметно - развивающая среда, как средство формирования элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Публикация «„Предметно-развивающая среда как средство формирования элементарных математических представлений у детей“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Одним из основных предметов в школе является математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
По результатам диагностики за последние 3 года высокий, средний уровень по разделу основной общеразвивающей программы МБДОУ д/с №3 «Теремок» «Познание», а именно по обучению детей элементарным математическим представлениям составляет 72 %, а это значит, что 28% детей нуждаются в целенаправленной работе по формированию элементарных математических представлений. В непосредственной непрерывной образовательной деятельности дети затрудняются увеличивать и уменьшать числа, решать логические задачи, разгадывать ребусы, что свидетельствует о недостаточном уровне развития логического мышления, а в будущем вызовет затруднение в обучении математике в школе.
По результатам устного опроса родителей 60% не уделяют должного внимания обучению детей элементарным математическим представлениям.
Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенность сказать, что предметно - развивающая среда в группе является эффективным средством для решения проблемы по формированию элементарных математических представлений.
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Таким образом, проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для нашего детского сада. А это значит, что передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике.
В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что именно через оформление групповой комнаты, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.
Цель: создание условий для математической деятельности детей.
Задачи:
1. Формировать качества личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой : целенаправленность, настойчивость, находчивость, самостоятельность.
2. Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе;
3. Воспитывать у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
Все эти задачи по развитию у детей математических способностей. Это позволяет не только знакомить детей с информацией через оформление математического уголка
В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений широко использую разнообразные формы работы. Это игры, игровые упражнения, математические викторины, решение логических задач, разгадывание ребусов. Наиболее эффективной формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Наиболее часто использую следующие игры: геометрическое лото, «Колумбовое яйцо», квадрат «Воскобовича», блоки «Дьенеша». Дидактические игры организую во время непрерывной непосредственной образовательной деятельности, а также при проведении математических конкурсов, в свободной игровой деятельности. Использование игр формирует основные представления о геометрических фигурах, о форме, цвете, размере.
Хочется подробно остановиться на использовании в педагогической деятельности блоков Дьенеша. Использую блоки Дьенеша для развития логического мышления, что позволяет тренировать у детей внимание, память, восприятие. Благодаря логическим блокам, мои воспитанники овладевают мыслительными операциями и действиями. К таким действия относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Логические блоки Дьенеша - это фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, красного, синего и желтого цветов). Также применяю карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
В процессе занятий детям предлагаю разнообразные задания на развитие восприятия цвета, формы, размера.
Таким образом, использование блоков Дьенеша, формирует элементарные математические представления детей дошкольного возраста, что способствует их интеллектуальному развитию, а соответственно, в будущем успешному обучению в школе. Для успешного обучения детей дошкольного возраста математике результативно использую головоломки. Задача головоломки состоит в построении различных геометрических фигур и схематических изображений людей, растений, животных.
Я хочу рассказать о некоторых типах головоломок, которые вызывают наибольший интерес у детей. Одна из них «Колумбово яйцо» - это овал, разрезанный на 10 частей. Часть геометрических фигур - это треугольники, другая часть это - треугольники с одной округлой стороной, а третья часть - трапеции с одной округлой стороной. Такие геометрические формы позволяют составлять силуэты птиц, человека, животных, развивая наблюдательность и геометрическое воображение. Математическую игру-конструктор «Колумбово яйцо» использую во время проведения занятий познавательного цикла, а так же для индивидуальной работы. Для развития логического мышления у детей, мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики, применяю в практической деятельности игру - конструктор «Квадрат Воскобовича». На квадратную основу наклеены треугольники из плотного картона. Дети складывают квадрат по линиям сгиба в разных направлениях для получения различных фигур по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения миллион. Из этого квадрата складываем различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу "оригами", трансформируемые в объемные формы. Эта игра явиться материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту. Мои воспитанники с удовольствием играю квадратом Воскобовича, параллельно обучаясь элементарным основам математики.
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. В оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математики, детской художественной литературы. Организую его, используя обычные предметы детской мебели : стол, шкаф, полочки, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым предоставляю детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счёта, помогает моим воспитанникам занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.
На столике поместила игры по направлениям:
• логическое мышление;
• цвет, форма, размер;
• сравнение;
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности воспитанников, использую фланелеграф, магнитную доску, счетные палочки.
Следовательно, организация уголка занимательной математики качественно решает вопросы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Неотъемлемой частью работы по формированию элементарных математических представлений является работа с родителями.
Для информирования родительской общественности по данной теме, оформила уголок «Занимательная математика». В этом уголке работают рубрики:
• «Отгадай-ка»;
• «Веселый счет»;
• «Лабиринты»;
• «Ребусы, головоломки».
В рубрике «Отгадай-ка» размещены загадки на логическое мышление, рифмованные задачи. В рубрике «Весёлый счёт» можно найти: считалки, пальчиковые игры, задания на закрепление числового ряда, порядкового счёта. В «Лабиринте» предлагаются задания на ориентирование в пространстве, которые формируют внимательность, усидчивость, воображение. В рубрике «Ребусы» можно найти: математические ребусы, различные головоломки на логику, которые развивают логическое мышление, память. Оформила «Папку-раскладушку» с рекомендациями по развитию математических способностей, в которой размещены материалы для занятий математикой в домашних условиях.
С целью ознакомления родителей с результатами деятельности детей по математике, оформила стену «Наше творчество», куда помещаю работы воспитанников. Оформление стены осуществляется с активным участием детей, что создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. Ребята рисуют ребусы, цифры, различные фигуры. В художественном оформлении творческой стены использую геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур.
Рисунки детей прикрепляются на стену и находятся там в течение 7 дней. Творческие работы детей использую для закрепления пройденного материала, а также для занятия в математическом уголке, в непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста дала положительные результаты. У воспитанников повысился интерес к интеллектуальны играм, также активизировалось внимание родителей к вопросу развития логического мышления у детей. По результатам диагностики отмечена положительная динамика в усвоении детьми элементарных математических представлений. Возросло процентное отношение детей с высоким уровнем усвоения программы за счет уменьшения показателей среднего уровня. Низкий уровень по данному разделу программы отсутствует.