Получи документы

Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента

Анна Рожкова
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента

Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документах — Федеральной программе развития образования, концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации,

государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Публикация «Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента» размещена в разделах

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Перед дошкольными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Это процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.

Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Работа педагога в данном направлении включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа.

Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Слайд 2: Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:

• Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.

• Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.

• Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.

• Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.

• Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

• Использование этих материалов в ОД.

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка

• Знания о государстве.

• Информация о родном крае (области, автономии).

• Изучение народных традиций и культуры.

• Малая родина — дом, где мы живём.

• Семья — самое важное в жизни.

Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.

Младший дошкольный возраст

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.

1. В уголке рекомендуется размещать материал по социально - нравственному воспитанию :

• взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

• семья - подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;

• дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д. ;

• эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы;

• поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу "Хорошо - плохо", "Так можно делать, а так нельзя", этикет.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами. родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. Упор делается на использование макетов. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбаков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.).

Средний дошкольный возраст

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город (посёлок) и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным городом (посёлком, его знаменитыми жителями, достопримечательностями посёлка, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей малой родины. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения посёлка (города).

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно - прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты - горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.

5. Элементы государственной символики – флаг, герб.

6. Элементы областной символики – флаг, герб.

7. Элементы муниципальной символики - флаг, герб города, промышленных предприятий.

8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы - ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю

1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2. Родной город (посёлок)– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие»,

«Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», символика города (псёлка) (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).

3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

4. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)

5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)

6. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание нравственно-патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Хранителем этой неповторимости на протяжении многих веков является искусство, в том числе произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его мифами, фольклором, танцами, декоративно-прикладным искусством в многообразии проявлений.

Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

Слайд 5: Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение. С этой целью необходимо знакомить дошкольников с творческими работами самобытных художников.

В нашем случае речь идёт о творчестве Югорских художников таких, как например, Г. Райшев, П. Бахлыков, А. Комф. Репродукции картин могут быть представлены в альбомах живописи.

Слайд 6: Для формирования у детей представлений о природе родного края в целесообразно разместить:

- пооперационные карты рисования деревьев, произрастающих в Югорских лесах ( например: берёза, сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая);

- пооперационные карты рисования и лепки животных, обитающих в Югорских лесах, ( например: глухарь, куропатка, медведь, северный олень, лось);

- тематические раскраски.

Учитывая уникальность нашего региона, педагогам необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО - Югры. Мы как педагоги обязаны донести в понятной для детей форме - ценность и целостность культуры хозяев необъятной тайги.

Человек и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народа ханты.

Слайд 7: Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. (С. И. Ожегов)

Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.

С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством народа ханты можно изготовить альбомы по ознакомлению с народным орнаментом типа: «Орнамент на полосе», «Хантыйские узоры». Дидактические игры такие как «Модельер», «Закончи орнамент» .

Слайд 8 : В центре детского творчества могут быть представлены образцы или предметы декоративно-прикладного творчества народа ханты (украшения из бисера на голову, на волосы и другие). В старших, подготовительных группах целесообразно разместить материалы для самостоятельных занятий бисероплетением (элементарное нанизывание бусин разного цвета, величины);

• детские игрушки народа ханты ( например: традиционные куклы Акань и Пакы, информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления. В подготовительных группах следует разместить материалы для самостоятельного изготовления детьми этих кукол.

Так же целесообразно размещать материалы для самостоятельной изобразительной деятельности с региональной направленностью :

• природный материал (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок);

• силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавицы, предметов быта (туесок, короб).

Слайд 9: В центре музыкального воспитания в старших группах можно разместить национальные музыкальные инструменты, альбомы с иллюстрациями о музыкальных инструментах народов севера.

Слайд 10: В центре познавательного развития должны быть помещены настольно-печатные игры о животных и растительном мире ХМАО. В центре экологии и экспериментирования могут быть помещены «Насекомые Югры и ХМАО», макеты природных зон, а также иллюстрации животных и растений ХМАО.

Слайд 11: В центре книги должны быть помещены не только русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи) а так же сказки и рассказы писателей народов севера. А так же может быть выставлена информация о поэтах которые прославили Ханты- мансийский автономный округ, где можно почитать стихи и прозу а также узнать о природе родного края.

Слайд 11:Так же центре физического воспитания может быть оснащен информацией о знаменитых спортсменах Югры. Картотека подвижных игр народов севера.

Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в своё время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами.», рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие детьми ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

Таким образом, не только уголок патриотического воспитания, но и вся предметно-развивающая среда группы должны быть направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Фотоотчет. Предметно-развивающая среда. Нравственно-патриотический центр «Россия»Фотоотчет. Предметно-развивающая среда. Нравственно-патриотический центр «Россия» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно.

Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине»Предметно-развивающая среда группы патриотическому воспитанию «Как привить любовь к Родине» "Что мы Родиной зовём?" Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной.

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5–7 лет Игры для детей 5 - 7 лет. 1. Игра «Узнай Российский флаг (герб) Цель игры: закрепить представление детей о государственном флаге (гербе,.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный»Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный» Доброго Вам всем времени суток, уважаемые коллеги! В марте в нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление уголка по патриотическому.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента
Опубликовано: 21 января 2023 в 10:32
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД