Лучший педагог года

Преемственность ФГОС ДОи ФГОС НОО в вопросах экологического воспитания

Татьяна Устюгова
Преемственность ФГОС ДОи ФГОС НОО в вопросах экологического воспитания

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального школьного образования – это важный этап преемственности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Публикация «Преемственность ФГОС до и ФГОС ноо в вопросах экологического воспитания» размещена в разделах

Использование современных образовательных технологий в организации образовательного процесса с детьми побудило поиск точек соприкосновения ДОУ и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.

Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС ДО и НОО.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Цель на дошкольной ступени: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине, о планете Земля как общем доме, об особенностях ее природы. (ФГОС ДО)

Наш детский сад работает по Примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство». Вопросы экологического воспитания рассматриваются в ней в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Ребенок открывает мир природы». Для решения задач этого раздела мы используем методическое пособие Ольги Алексеевны Воронкевич «Добро пожаловать в экологию

В старшем дошкольном возрасте мы используем:

1. Наблюдение как способ познания многообразия природного мира (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон, выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Дети и родители в совместной деятельности готовят сообщения и презентуют их перед сверстниками. В школе продолжается эта работа – усложняется углублением и расширением экологических знаний, дети составляют проекты «Мои домашние питомцы», «Моя малая родина».

2. Так же используем в детском саду самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов. У нас есть картотека опытов и экспериментов для детей всех возрастных групп. В школе дети анализируют и делают выводы на основе жизненного опыта и самостоятельной практической деятельности.

3. В детском саду сравниваем объекты и явления природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. В развивающей предметно-пространственной среде группы имеются дидактические игры «Ветки и детки», «Парочки» (дикие и домашние животные, растения и цветы, птицы, «Деревья наших лесов», «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Кто, где живет?», лото «Животные Арктики и Антарктики» и др. В школе используются кроссворды на разные экологические темы, соображалки, направленные на аналитическую деятельность, а также составление описательных рассказов по плану.

4. В детском саду выявляем благоприятное и неблагоприятное состояние растений (завял, пожелтел и т. п., подбираем соответствующие способы помощи. Используем модели правильного ухода за растениями. В школе дети продолжают ухаживать за растениями, составляют памятки по уходу за растениями.

5. В детском саду развиваем представления о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата). В школе используется технология неоконченного предложения «Знаете ли вы, что голоса птиц – это их…»

6. Для установления цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года) используем календари.

7. В детском саду формируем представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах. Мы используем модели роста растений и их развития, модели признаков живого. Обобщаем представления о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют). В школе продолжается эта работа.

8. В детском саду идет накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Воспитываем понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей. Используем модель «Лес – многоэтажный дом» (С. Н. Николаева)

9. В детском саду учим особенностям поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья, учим природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники). В школе дети выполняют практические работы «Откуда берется и куда девается мусор?», а так же рассматриваются правила поведения в лесу.

10. В детском саду мы раскрываем многообразие ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Происходит элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Высказываем предположения о причинах природных явлений, рассуждаем о красоте природы, обмениваемся догадками о значении природы для человека, составляем творческие рассказы, сказки на экологические темы. В школе детям предлагается пофантазировать и придумать свою историю на основе экологических знаний.

11. В детском саду мы добиваемся осознанного применения правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности. В школе решаются экологические задачи – дети должны сделать выбор и обосновать ответ. Например, какую лучше кормушку выбрать для птиц, почему.

Все это содержание по экологическому воспитанию сопровождается работой в тетради «Добро пожаловать в экологию для детей всех возрастных групп (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Рабочая тетрадь предназначена для практических занятий с детьми. Все задания соответствуют авторской программе Воронкевич О. А. с одноименным названием и позволяют значительно повысить эффективность обучения детей в области экологического образования. Тетрадь может быть использована не только в группе детского сада для коллективных занятий, но и родителями для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Таким образом, после проведенного анализа, обмена опытом во время встречи с учителем начальной школы, можно сделать вывод, что преемственность в вопросах экологического образования, несомненно есть, это повышает качество образования в целостной системе образования.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Взаимодействие ДОУ и семьи на этапе подготовки детей к школе "Главная цель предшкольной подготовки: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность ФГОС ДОи ФГОС НОО в вопросах экологического воспитания
Опубликовано: 5 марта 2015 в 08:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД