Елена Павленко
Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – около 60 % от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Публикация «Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Еще одной проблемой встает то, что базой для формирования представляемого педагогического опыта являются дети с РЭР (расстройством экспрессивной речи) обусловленное стертой формой дизартрии. Чтобы Вам, мой читатель, была представлена развернутая картина – данный вид речевого нарушения обусловлен поражением центрального отдела Рече двигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации (снабжение органов и тканей нервами) речевых мышц т. е. при органическом поражении определенных отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной. Помимо нарушений двигательной функции речевых мышц страдают также и их чувствительность. По этой причине ребенок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляционных органов, затрудняется в «нахождении» нужных артикуляций.
В своей работе я столкнулась с рядом противоречий:
Между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности и невозможностью предоставить необходимые условия обучения;
Между наличием большого объема программного материала и повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью, нарушением внимания и памяти у детей с ОНР (общим недоразвитием речи);
Частые пропуски детьми логопедических занятий, по причине простудных заболеваний.
Эти противоречия и «продиктовали» поиск новых методов и форм воздействия на дошкольников, для усовершенствования коррекционно-образовательного процесса по средствам здоровье сберегающих компонентов.
Ведущая идея и основная цель данного опыта работы – достичь максимально высоких результатов коррекции расстройств экспрессивной речи у дошкольников обусловленное дизартрией, по средствам здоровье сберегающих технологий, сохраняя и укрепляя физическое и психологическое здоровье детей.
В основу данного опыта легли такие инновационные технологии как:
Биоэнергопластика - по данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Кинезиологические упражнения – данная методика позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.
Работая углубленно по данной проблеме, начала с диагностического этапа. Обобщив рекомендации различных авторов по кинезиологии, психогимнастике, развитию артикуляционной и мелкой моторики в помощь к классическому диагностированию составила два комплекса диагностических проб. Они помогли выявить, что основной процент детей, поступивших в группу компенсирующей направленности, имели общее недоразвитие речи III уровня. У каждого ребенка определялось расстройство экспрессивной речи, обусловленное дизартрией легкой или средней степени тяжести. Выраженная либо рассеянная неврологическая симптоматика проявилась, прежде всего, в двигательных расстройствах: нарушении координации движений, изменениях мышечного тонуса, несформированности общей, мелкой и артикуляционной моторики. Дети были неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность, появлялись синкинезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усиливалось беспокойство либо спастическое застывание пальцев в неестественном положении.
На основе результатов диагностирования, мной был разработан план проведения коррекционных мероприятий. Я адаптировала упражнения биоэнергопластики и кинезиологические упражнения к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей с различной формой дизартрии. Система работы по речевому развитию у детей осуществляется на занятиях, в повседневной жизни детей и в индивидуальной работе. К сожалению, не всегда есть возможность выделить в годовом плане специальное время для подобных занятий, поэтому был выбран оптимальный в условиях нашего ДОУ вариант работы: основными видами работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности являются подгрупповая и индивидуальная НОД, а так же, тесная взаимосвязь с воспитателями группы компенсирующей направленности с узкими специалистами (муз. руководитель, инструктор по физической культуре).
В ходе подгрупповой НОД, для снятия мышечного напряжения у детей, активизации словарного запаса по лексическим темам и автоматизации поставленных звуков, для профилактики нарушений зрения включаю упражнения из комплекса кинезиологической гимнастики.
Структура индивидуальной НОД позволяет расширить возможности применения инновационных методов коррекционной работы. Поэтому я модернизировала традиционные методы коррекционного воздействия на инновационные:
- Артикуляционную гимнастику заменила на биоэнергопластику, которая эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
- Упражнения на развитие мелкой моторики, т. е. пальчиковую гимнастику, частично заменила на кинезиологические упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие, приводя к гармонизации баланса энергии и снижению утомляемости ребенка.
Воспитатели группы компенсирующей направленности разучивают комплексы кинезиологических упражнений во время утреннего приема и в фронтальной НОД. Совместно с инструктором по физической культуре были разработаны комплексы утренних гимнастик с применением кинезиологических упражнений.
На конец учебного года можно было отследить первые положительные результаты работы, и первые возникшие ошибки. В последующей работе, усовершенствованная система дала стабильный положительный результат. Который можно отследить, сделав сравнительный анализ динамики развития детей с речевой патологией, который подтверждает эффективность использования инновационных технологий.