Елена Стельманова
Приобщение детей и их родителей к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Методические разработки.
«Приобщение детей и их родителей к истории родного края»
Я, Стельманова Елена Ивановна, педагог МДОУ N 30 «Улыбка» Ломоносовского района Ленинградской области, представляю тему «Приобщение детей и их родителей к истории родного края». Помимо основных направлений педагогической деятельности, активно работаю над воспитанием подрастающего поколения через приобщение его к культуре и истории родного края. Ведь семья, достояние культуры, родная природа, история народа - это то, что составляет фундамент становления личности.
Публикация «Приобщение детей и их родителей к истории родного края» размещена в разделах
В настоящее время выражение «гражданин мира» всё больше приобретает актуальное значение: расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории, а также современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания у дошкольников тех качеств, которые помогут им легко общаться, ориентироваться в многообразии культур, расти духовной личностью, уважающей традиции не только своего народа, но и других. Но, к сожалению, есть и другая сторона этого вопроса: обилие информации, ускоренный ритм жизни, неспособность ориентироваться в жизненных ценностях приводят к негативным проявлениям, особенно у некоторой части молодёжи. Это - социальная апатия, бездуховность и безнравственность, деформация общественной психологии и менталитета. А, как известно, каждый человек «родом из детства», поэтому закладывать фундамент гармонично развитой, социально ориентированной личности, гражданина необходимо с первых дней жизни ребёнка.
Рождаясь, ребёнок попадает в самый близкий для него мир - семью. Именно с семьи начинается познание ребёнком жизни, ощущение себя, как значимой единицы. Люди, окружающие его, атмосфера, созданная этими людьми, будят в ребёнке эмоции, чувства, которые в дальнейшем будут сопровождать его всю жизнь. И то, какие нравственные чувства разовьются у ребёнка, зависит именно от окружающих, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Наиболее глубокое чувство всех возрастов - это любовь. У ребёнка любовь проявляется к самым близким для него людям - родителям. С возрастом это чувство приобретает осознанность, обрастая всё новыми проявлениями - заботой, пониманием, уважением. Таким образом, ребёнок УЧИТСЯ любить. Поэтому, на данном этапе ведущей становится роль взрослых, в том числе и педагога, задачей которого является научить ребёнка видеть и ценить в близких ему людях то добро, которое они дарят ему.
В своей работе я уделяю большое внимание установлению более тесных связей «ребёнок – родители - детский сад». Совместные работы, мероприятия доставляют детям радость, пробуждают чувство гордости за свою семью, воспитывают уважение к семьям других детей. Стараюсь активно привлекать родителей своих воспитанников в педагогический процесс - провожу беседы с родителями на различные темы, мамы и папы участвуют в организации и проведении праздников, досугов, экскурсий, в группе есть альбом с фотографиями семей. Всё это создаёт психологический комфорт для дошкольника, возможность чувствовать себя значимым в мире сверстников и взрослых, а значит, происходит начало личностного и гражданского становления ребёнка. Таким образом, реализую первую ступень работы по патриотическому воспитанию - «воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому».
Второй ступенью обозначила - «воспитание у ребёнка любви к Малой Родине», то есть к родному посёлку, деревне, городу. Академик Д. С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение «перекати - поле». Вместе мы с детьми и родителями посещали достопримечательности посёлка Кипень и близлежащих поселений, заранее ознакомившись с историческими справками. Были проведены совместные посещения местной библиотеки, сотрудники которой увлекли детей в мир прошлого Кипени, ознакомили с документальными подтверждениями (статьями, фотографиями, музейными экспонатами) тех или иных исторических фактов, имеющих место быть на территории поселения в разные годы. Исторические справки разыскивали и предоставляли не только представители разных общественных организаций (библиотеки, школы, администрации, но и родители детей. После экскурса в историю посёлка дети имели возможность выразить своё отношение к увиденному и услышанному через рисунки, поделки, изготовление книжек-самоделок, альбомов (в группе есть макет Кипени, выполненный совместно с детьми и родителями). Заполняли анкеты - интервью «что бы я хотел изменить в посёлке?», «пожелания жителям Кипени» и другие. Дети учились выражать свою гражданскую позицию, активно высказывая своё мнение, споря, доказывая свою точку зрения. Вошло в традицию знакомить детей с наиболее интересными материалами газеты «Ломоносовский районный вестник», в которой отображаются наиболее интересные факты из жизни района в прошлом и настоящем.
Как продолжение знакомства с родным краем, тема посёлка в дальнейшем расширяется до масштабов города, страны. Очень важным моментом в работе является необходимость подвести детей к пониманию, что наш поселок, город и другие города - это всего лишь частичка страны, мира, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду трудятся люди на благо других людей;
- везде соблюдаются традиции, обычаи;
- любая страна, город помнит и чтит своих героев ;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
- люди берегут природу и т. д.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Нитью, которая связывает и проникает во все вышеперечисленные ступени, является знакомство детей с бытом, творчеством, традициями народов, в частности, народов России. Традиции семей, детского сада, посёлка, страны входят в жизнь ребёнка, приобщая его к большой многогранной культуре родного края. Иллюстрации, видеоматериалы, участие в поселковых мероприятиях, в жизни детского сада - вот источники воспитания и развития в дошкольниках тех корней, которые в дальнейшем будут питать нравственность подрастающего поколения, связь поколений, уважение к истории и современности, без чего невозможно будущее. Дети с большим удовольствием принимают участие в тематических праздниках и досугах, посещают музей «Русская изба», созданный руками родителей и педагогов на базе детского сада, принимают участие в музыкальных конкурсах и конкурсах рисунков. Активное участие в сохранении традиций родного края принимают родители детей. Они изготавливают костюмы, выступают на праздниках, помогают в художественном оформлении мероприятий, оказывают информационную помощь.
Таким образом, патриотическое воспитание, подготовка ребёнка к жизни в огромном мире - есть главная задача, решаемая обществом и семьёй.
Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В семье ребёнок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности.
Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает, какие проявления взрослых он наблюдает. Всё это своеобразная азбука чувств - первый кирпичик в будущем здании личности. Мои разработки по данной теме выступают той средой, которая через многообразие форм и методов работы создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитание основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Ведь сохранение культурных ценностей является важным условием процветания общества.
Совместное творчество детей и родителей «Кипень - моя малая Родина!»
***
Кипень - прекрасная деревня,
И лучше в мире не найдешь.
Растет здесь наше поколенье,
По их стопам и ты пойдешь.
Миша Барышев
* * * * *
В мире много деревень,
Но лучшая для нас - Кипень.
Расту я здесь и в сад хожу,
Я больше всех ее люблю.
* * * * *
Живу я в деревне, названье-Кипень,
Здесь целыми днями гулять мне не лень.
Ты лучше и краше всех деревень,
Ты самая классная в мире, Кипень!
Вика Петрова
* * * * *
Замерзаю я в твой дождь, Кипень,
И стою, дрожу от напряженья,
Ждут меня десятки деревень,
Ждут страницы нового движенья.
Как люблю твои дожди, Кипень,
Как люблю седые клочья ветра,
На полях - усталые стога,
Вдоль домов - обрывки из газеты.
Я люблю Кипенский листопад,
Я люблю Кипенские метели,
Горячо любимый детский сад,
Во дворе знакомые качели.
Замерзаю я в твой дождь, Кипень,
Хочется заплакать, я теряюсь,
Ждут меня десятки деревень,
Что ж, прощай. Я в сотый раз прощаюсь.
Соколов Вадим
***
В Кипени нашей дорогой,
Есть сад любимый наш родной.
Здесь утром по порядку
Мы делаем зарядку,
Идем гулять мы вместе,
Чтоб было интересней!
Настя Тамми
***
Если спросите, друзья:
«Где же Родина МОЯ?»,
Мой ответ, конечно прост:
«Что за глупый ваш вопрос?
Я живу в Кипени,
В солнечной деревне.
Здесь родился, здесь расту,
Скоро в школу я пойду,
А пока хожу я в сад,
Здесь учусь дружить, играть.
Есть много разных деревень,
Но роднее всех -Кипень!
Артем Федотов
***
На тысячу сел, деревень,
На сотню больших городов
Тебя не сменяю, Кипень,
Родной мой поселок, мой
дом.
Маша Гусева
* * * * *
Я родилась в Кипени,
Живу здесь я шесть лет.
На свете самой лучшей
Деревни в мире нет.
Настя Зорькина
***
Среди окрестностей района
Есть тихий, мирный уголок,
Кипень-поселку тому имя,
В нем каждый переулок мне знаком.
Поселок он провинциальный,
Но на каждой карте есть,
Он особенный, уникальный,
В этом правда, а не лесть.
Кирилл Клементьев
***
Люблю одну деревню я - Кипень,
Зовут ее столицей деревень,
Здесь хороший садик, я то знаю,
Я сам хожу в него, с друзьями там играю.
Здесь много магазинов для игрушек
И новогодних праздничных хлопушек.
Люблю я с мамой по Кипени прогуляться,
Здесь можно весело и звонко посмеяться,
Все это невозможно не любить,
Кипень мне никогда не позабыть!»
Соколов Вадим